Как сделать обходной лист при увольнении в 2018 году

0

Зная о том, как сделать обходной лист при увольнении в 2018 году можно исключить вероятности возникновения различного недопонимания между работодателем и сотрудником.

Под обходным документом подразумевается документ, который в первую очередь призван подтвердить наличие либо отсутствие у увольняемого сотрудника долговых обязательств перед работодателем, причем как вверенных ему товарно-материальных ценностей, так и по текущим делам и документации.

С одной стороны, такое положение дел существенно усложняет процесс увольнения, а с другой — может послужить для каждой стороны трудового соглашения своего рода защитой от обоюдных претензий. Рассмотрим подробней порядок составления обходного листа в 2018 году.

Что нужно знать

Процедура составления обходного листа не влечет за собой каких-либо сложностей, но при этом существуют особенности, о которых рекомендуется знать заранее.

Благодаря этому можно исключить вероятности возникновения различного недопонимания между увольняющимся сотрудником и работодателем в частности.

Определение

В соответствии с общепринятыми правилами, обходной лист по праву считается особой внутренней формы кадровой отчетности.

Под ним подразумевается сбор всех необходимых подписей, печатей и штампов от руководства не только всей компании в целом, но и отдельно взятых структурных подразделений.

Необходимо обращать внимание на то, что на сегодняшний день российским законодательством не разработано унифицированной формы рассматриваемого документа по причине увольнения сотрудника.

Более того, российское трудовое законодательство не включает в себя каких-либо упоминаний относительно обходного листа и не предусматривает острой необходимости в его формировании.

Из этого можно сделать вывод, что ключевой принцип заключается в следующем — компания, в лице руководства, самостоятельно устанавливает перечень лиц, у которых увольняющийся работник должен проставить отметки в обходном листке.

Сам обходной лист в большинстве случаев выдается уполномоченными лицами отдела кадров, из-за чего нет необходимости самостоятельно разрабатывать его шаблон.

Какова его роль

К основным лицам, которые напрямую заинтересованы в формировании рассматриваемого типа документации, принято относить:

  • непосредственного работодателя;
  • уполномоченного сотрудника отдела кадров.

Прежде чем выдавать увольняющемуся сотруднику трудовую книжку и иную сопровождающую документацию, возникает необходимость в проверке на обходном листке наличии соответствующих подписей и печатей.

В большинстве случаев обходной лист используется с целью удостоверения в том, что:

Сотрудником был факт сдачи всех ценных вещей Находящихся в праве собственности у компании
Сотрудник не обладает иной задолженностью перед работодателем А он, в свою очередь — перед наемным рабочим

Отталкиваясь от многолетней практики, в рассматриваемом обходном листке допускается возможность указывать сведения относительно сдачи:

  • рабочего мобильного телефона;
  • выданного ранее пропуска;
  • ключей от складских и иных помещений;
  • различной значимой документации, которая несет за собой ценность компании;
  • ноутбука и иной техники;
  • иных многочисленных вещей, которые включены работодателем.

Одновременно с этим необходимо обращать внимание на то, что для самого сотрудника использование обходного листка также может нести соответствующую пользу.

В частности документ может стать основной доказательной базой того, что он не имеет каких-либо долговых обязательств перед своим, пока еще, работодателем.

Это позволяет говорить об отсутствии вероятности возникновения различного недоразумения в дальнейшем.

Правовая нормативная база

Как отмечалось ранее, в действующем трудовом российском законодательстве не фигурирует такого понятия, как обходной лист.

Более того, в нем не указано на обязательство в формировании рассматриваемого документа.

Одновременно с этим, необходимо обращать внимание на закрепление подобного документа внутренними локальными актами непосредственного работодателя.

К сведению — при отсутствии отказа от сотрудника в формировании обходного листа, данный факт считается таковым, как по соглашению сторон.

Образец обходного листа при увольнении работника

Как уже было отмечено выше, в трудовом законодательстве обходной лист не регламентируется. По этой причине не предусматривается и обязательной форму документации.

В таком случае вполне закономерно поднимается вопрос относительно ответственности в случае требования предоставления обходного листа и одновременное получение отказа работнику в предоставлении трудовой книжке по причине игнорирования требований компании.

В соответствии с нормами действующего законодательства РФ, подобное требование относится к административному правонарушению, из-за чего на непосредственного работодателя может быть возложена ответственность в виде:

  • административного штрафа, который накладывается на компанию в размере до 50 тысяч рублей;
  • административного штрафа в размере до 5 тысяч рублей — накладывается на уполномоченных должностных лиц;
  • возможной остановки предпринимательской деятельности на период до 3 месяцев.

Одновременно с этим нужно обращать внимание на то, что как показывает многолетняя практика, процесс увольнения в любом компании на территории России обязательно сопровождается формированием обходного листка после подачи заявления на увольнение.

По этой причине в большинстве случаев нарушается правомерность увольнения, что регулируется статьей 84 Трудового Кодекса России.

Во многом это связано с несвоевременным получением увольняющимся сотрудником трудовой книжки и сопутствующих расчетов.

Самое главное, на что стоит обратить особое внимание — все без исключения сотрудники идут на требования работодателей.

Во многом это связано с незнанием трудового российского законодательства самим штатом сотрудников в области прав и обязанностей.

Трудовым Кодексом РФ четко предусмотрено и установлено, что требование работодателей относительно заполнения рассматриваемого документа считается в полном объеме неправомерным и влечет за собой административную ответственность.

Одновременно с этим необходимо обращать внимание на то, что российским законодательством предусматриваются и исключения из правил в вопросе заполнения обходного листка, но это распространяется исключительно на государственные предприятия и их служащих.

В частности, в обязательном порядке обходной лист в период увольнения должны заполнять и сдавать рабочие таких сфер, как:

  • федеральной службы военно-технического сотрудничества;
  • центрального аппарата ФМС;
  • федеральной службы по тарифам;
  • министерства туризма, спорта и молодежной политики РФ.

Официально трудоустроенные лица указанных ведомств в случае увольнения должны в обязательном порядке сдавать дополнительно служебное удостоверение, документацию и материальные ценности, использующиеся в процессе своей трудовой деятельности.

Как правильно составить бланк

Как таковой унифицированной формы обходного листа не существует, но, в большинстве случаев, под ним подразумевается документ, сформированный на обычном листке формата А4, в котором должны в обязательном порядке быть указаны такие реквизиты, как:

  • без каких-либо сокращений полные инициалы самого увольняемого сотрудника;
  • какую именно должность еще занимает сотрудник;
  • полное название компании, которая выступает работодателем;
  • дату увольнения и дату последнего трудового дня рабочего — нередко они совпадают;
  • таблицу, в которой должны будут сделаны отметки относительно факта передачи дел, документации, вверенных ранее материальных ценностей и так далее. В обязательном порядке пометки должны сопровождаться отображением уполномоченных ответственных лиц и их персональных подписей под указанной информацией о наличии или де отсутствии задолженности;
  • отметки относительно факта предоставления увольняющему сотруднику трудовой книжки с персональными подписями уполномоченного лица отдела кадров и самого рабочего.

Необходимо обращать внимание на то, что в случае выявления во время занесения в обходной лист записей какой-либо задолженности, сотрудник берет на себя обязанность по устранению ее до момента полного расчета.

В случае игнорирования данного правила, сумма нанесенного ущерба подлежит удержанию с начисленного выходного пособия.

Одновременно с этим необходимо обращать внимание на возможность удержания конкретного денежного ущерба с сотрудника исключительно на базе сформированного Приказа и предоставления подтверждения задолженности инвентаризационной ведомостью.

В случае отсутствия факта проведения инвентаризации, факт долговых обязательств считается таковым, как неустановленным, из-за чего обходной лист должен быть заверен надлежащим образом, а после выдается трудовая книжка.

Пример заполнения формы

Для исключения вероятности занесения ошибок в рассматриваемый документ рекомендуется скачать пример заполнения по ссылке здесь. Бланк обходного листа можно скачать здесь.

Видео: обходной лист не требуется

Обходной лист при увольнении водителя образец формируется аналогичным образом. Аналогичным образом формируется образец обходного листа при увольнении учителя. Каких-либо особенностей не предусматривается.

Чьи подписи нужны на документе

В соответствии с многолетней практикой, обходной лист должны будут в случае увольнения подписать такие должностные лица, как:

Прямым руководителем структурного подразделения работника Которому последний осуществляет передачу своих дел. В частности им должна быть проставлена соответствующая отметка относительно того, что все обязательные отчеты о выполненной работе сданы, включая подтверждение передачи соответствующих актов в полном объеме
Уполномоченным представителем кадровой службы Который в обязательном порядке делает соответствующую отметку относительно сдачи соответствующей документации
Уполномоченного представителя отдела бухгалтерии за различные материальные ценности Должен проставить отметку относительно того, что такие вещи, включая спецодежда, была сдана в надлежащей форме;Бухгалтерия часто проставляет отметку после того, как:

  • произведет факт удержания НДФЛ с выходного пособия и иных взносов;
  • произведет начисление различных выплат, включая компенсации за отпуск и так далее
Представители отдела снабжения проставляют отметку Относительно фактического подтверждения передачи им увольняющим работникам специализированного оборудования и оргтехники в частности
Уполномоченными сотрудниками информационного отдела В лице главного инженера и его заместителя должны внести запись о фактической передаче оборудования в надлежащем и работоспособном виде

Необходимо обращать внимание на то, что непосредственный работодатель оставляет за собой право включать в рассматриваемую форму документы иные сведения, которые, по его мнению, могут нести определенную ценность.

К основному, на что следует обращать особое внимание, принято считать то, что все без исключения положения, которые напрямую относятся к обходному листу, должны быть занесены в разработанные правила внутреннего распорядка компании, а также в коллективное соглашение и должностные инструкции работника.

Подписывать необходимую сопровождающую документацию и выражать персональное согласие на условия занятости, работник обязан во время официального трудоустройства, что в дальнейшем может стать основанием для возникновения различных юридических последствий.

Напоследок хотелось бы отметить — не беря во внимание тот факт, что в действующем российском трудовом законодательстве не оговаривается процесс обязательного формирования обходного листа по случаю увольнения из предприятия, документ по праву считается необходимым и значимым.

Причем это касается как самого работодателя, так и наемного рабочего. Во многом это связано с тем, что наличие такой документации способно официально подтвердить факт отсутствия у работодателя и сотрудника взаимных претензий. Благодаря этому можно исключить в дальнейшем различные недоразумения.

Share.

Leave A Reply