Карта техосмотра нужна каждому автовладельцу для получения полиса ОСАГО. Но порой получить страховку не выходит, поскольку карта фальшивая.
Как по базе РСА своевременно проконтролировать подлинность техосмотра? На смену применяемому ранее «талону техосмотра» пришла диагностическая карта технического осмотра автомобиля.
Выдается она любым аккредитованным сервисом по итогам прохождения ТО. Но, как известно, спрос рождает предложения. И это обусловило появление фальшивых карточек.
Оформленный по такой карте страховой полис становится недействительным, как только выявляется подделка.
Можно ли проверить диагностическую карту техосмотра по базе РСА по номеру карты или иным способом?
Наличие диагностической карты удостоверяет годность транспортного средства для передвижения по российским дорогам.
При благополучном прохождении технического осмотра автовладелец теперь получает именно диагностическую карту взамен талона техосмотра.
В ней и указываются результаты проверки ТС по всем значимым параметрам. Такое нововведение как диагностическая карта избавила владельцев транспорта от необходимости регулярно проходить техосмотр.
Единственным документальным подтверждением пригодности транспортного средства стала диагностическая карта, бланк которой можно скачать здесь.
В ней отображается срок, в течение какого дозволена эксплуатация авто без дополнительных проверок. Не нужно проводить техосмотр и при смене собственника автомобиля.
Диагностическая карта действительна для конкретного авто, независимо от его владельца. Вместо автомобильного регистрационного номера в карте отображается VIN.
Предъявляется диагностическая карта при оформлении страхового полиса ОСАГО. Причем оформление полиса возможно и в последний день действия карты.
В отличие от бланков техосмотра диагностические карты не обладают какой-либо степенью защиты от подделок.
Но при этом электронные копии таких карт сохраняются в информационных базах данных. Каждая карта имеет уникальный регистрационный номер.
Доступ к централизованным базам имеется у каждого страховщика и при необходимости можно проверить подлинность карты, предъявленной страхователем.
За счет этого и не страшна и утеря карты. Владелец может получить ее дубликат, оформленный на основании информации из базы.
Диагностическая карта представлена документом, оформляемым по итогам прохождения технического осмотра транспорта, в том числе всех его агрегатов, деталей и добавочного оборудования.
Карта составляется на листе формата А4. Вся информация фиксируется в виде таблицы с результатами проверки каждого агрегата и узла.
Заверяет карту своей подписью технический эксперт, проводивший проверку. Он несет полную ответственность за достоверность приведенных в документе сведений.
Формируется диагностическая карта в двух письменных экземплярах и в виде электронного документа. Для идентификации присваивается карте уникальный номер.
Один экземпляр передается владельцу. Второй сохраняется оператором в течение трех лет.
Электронный документ направляется в ЕАИСТО (единую автоматизированную информационную систему технического осмотра), где и сохраняется в течение пятилетнего периода.
В ЕАИСТО ГИБДД хранятся копии абсолютно всех карт диагностики ТС, оформленных легально. Сведения в базу передаются в течение суток с момента оформления карты.
В диагностической карте заключен вердикт эксперта о соответствии или несоответствии транспортного средства основным требованиям безопасности ТС.
Здесь же указывается период, в течение которого автовладелец может эксплуатировать авто без проверки. По истечении данного срока необходимо провести повторный технический осмотр.
Также в карте может отображаться перечень выявленных неисправностей, в частности тех, какие не отвечают требованиям безопасности.
При обнаружении таковых автовладелец обязан исправить их в двадцатидневный срок. Наличие диагностической карты удостоверяет, что транспорт может быть допущен к участию в дорожном движении.
Причем не только на российской территории, но и в других странах, согласно международным договорам РФ.
Вместе с тем не надобно непрестанно возить с собой диагностическую карту. Ни в какой ситуации представители ГИБДД не вправе потребовать предъявления карты.
Необходимость в диагностической карте возникает исключительно при заключении страхового договора ОСАГО.
С 1.01.2012 заключить договор ОСАГО можно, предъявив документ о прохождении техосмотра ТС.
Изменения в законодательстве относительно ОСАГО и технического осмотра действуют с 30.07.2012, на основании ФЗ №40 и ФЗ №170.
Изменения по техосмотру сводятся к следующему:
Периодичность | Прохождения техосмотра не поменялась |
Все операторы ТО | Должны быть аккредитованы РСА |
Дилеры, осуществляющие сервисное обслуживание определенных моделей авто | Тоже могут проводить ТО, но лишь после аккредитации РСА и только в отношении конкретных марок ТС |
По итогам техосмотра владелец ТС | Получает диагностическую карту |
Карта действительна со дня выдачи до дня очередного осмотра | Указанного в документе |
Карта действительна в течение всего указанного периода | Независимо от смены владельцев авто |
Относительно страхования имеют место такие изменения:
Для заключения страхового полиса ОСАГО | Автовладельцем предъявляется диагностическая карта |
Оформить страховку можно даже на последних днях действия карты | Ранее срок талона должен быть «с запасом» в полгода |
Без карты можно заключить договор ОСАГО | На двадцать дней для приобретенного авто при следовании его к месту регистрации или месту проведения ТО |
Всякий договор ОСАГО | Заключенный с 1.01.2012 на основании диагностической карты признается соответствующим законодательству |
С 2013 года процесс технического осмотра существенно упростился. Теперь осуществлять обязательный техосмотр могут не только органы ГИБДД.
Проверить машину сегодня можно и в специализированных и в частных компаниях, являющихся официальными операторами с наличием лицензии.
Проблема в том, что не все готовы работать честно. И нередко автовладельцы получают поддельные документы о техосмотре.
Что делать при утере водительских прав, читайте здесь.
Диагностическая карта распечатывается на обычном принтере на момент выдачи владельцу по завершении осмотра.
Каких-то специальных бланков или защитных знаков для документа не предусмотрено. То есть автовладелец получает обычную бумажку А4.
Конечно, на ней ставится подпись эксперта и печать организации. Но это никак не удостоверяет подлинность документа. Однако выявить обман не так сложно, если знать, как проверить карту.
Видео: база РСА — как проверить на наличие ДТП
Поскольку все сведения обо всех оформленных картах передаются в общую базу ЕАИСТО, то и искать ответ нужно в этой системе.
У страховщиков есть полный доступ к базам, и они могут проверить карту в любой момент. Но и сам владелец диагностической карты может провести проверку, чтобы убедиться, что его карта подлинная.
Для многих непонятно то, зачем вообще подделывать карту техосмотра. Процедура диагностики много времени не отнимает, нет необходимости больших финансовых расходов, да и своевременная проверка гарантирует исправность авто.
Но такого мнения придерживаются далеко не все. Прежде всего, не всякий автомобиль может пройти проверку.
Если состояние ТС совсем плачевное, то не один технический эксперт не возьмет на себя ответственность, выдав карту об исправном состоянии.
За такое можно и лицензии лишиться. Ну а еще некоторым автовладельцам попросту лень тратить время на техосмотр. Тем более что может понадобиться исправление выявленных неполадок.
На этом фоне и возникают «левые» схемы, фальшивые карты диагностики, сделки с недобросовестными страховыми агентами.
Но зачем же страховщику портить собственную репутацию, оформляя полисы по поддельным картам?
Ведь в этом случае страховая компания фактически становится соучастником возможного ДТП. При этом нужно возместить полученный страхователем ущерб. Но не все так просто …
Признание диагностической карты фальшивой ведет к автоматическому признанию недействительности страхового договора.
Конечно, страховая компания вернет деньги, отзовет полис, но вот на выплаты в случае ДТП можно не рассчитывать.
Можно упомянуть и еще один интересный «сценарий». Например, период действия полиса ОСАГО, а заодно и техосмотра истек.
Страховой агент продаст новую страховку, а вместе с ней предложит и чистую диагностическую карту по цене около 600 рублей.
Но при этом «забудет» указать на надпись в карте, выполненную мелким шрифтом, что нужно посетить пункт осмотра для диагностики.
Ответственность за отсутствие техосмотра полностью возлагается на автовладельца и в случае ДТП денег на ремонт страховая компания не даст.
РСА это некоммерческая организация, объединяющая российских страховщиков, исполняющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев ТС.
Деятельность РСА осуществляется в соответствии с ФЗ №40 от 25.04.2002. РСА включен в госреестр страховщиков Минфина РФ и статус его как профобъединения закреплен законодательно.
Но почему целесообразно проверять диагностическую карту именно по базе РСА? Ведь можно просто сверить номер по базе ЕАИСТО ГИБДД и определить подлинность карты.
Но в этом случае проверка возможна только:
Итогом проверки могут стать такие варианты:
Техосмотр пройден | Выдаются данные о марке и модели ТС, период действительности диагностической карты |
Необходимо пройти техосмотр | Выдаются те же данные, но не указывается период действительности карты, поскольку он уже истек |
Авто отсутствует в базе | «не найдена/не обнаружена», что говорить о не прохождении техосмотра в принципе (возможно при наличии ТС возрастом до трех лет) |
Но помимо поддельных диагностических карт встречаются и поддельные страховые полисы. Особенно если оформлялся полис через Интернет или страховой агент оказался мошенником.
Платят ли пенсионеры транспортный налог, читайте здесь.
Как не платить транспортный налог, смотрите здесь.
Вот тут то и обретает актуальность проверки диагностической карты именно по базе страховщиков. Тем более что возможно проверить диагностическую карту техосмотра по базе РСА бесплатно.
Найти в сети сервис, позволяющий ревизовать карту диагностики по базе РСА не сложно. Таковые часто встречаются на различных сайтах автотематики.
База страховщиков предлагает три вариации проверки ОСАГО:
Проверить текущий статус полиса по номеру | Для этого вводится серия и номер полиса. Верный ответ – «находится у страхователя». Если система выдает такие ответы как «утратил силу» или «утерян», то однозначно полис недействителен. Статус вида «находится у страховщика» допустим в течение 2-3 дней после оформления полиса, если агент не успел внести данные в основную базу. А вот ответ «напечатан производителем» указывает, что страховщик даже не получил бланк |
Сверить соответствие автомобиля определенному полису | Вводятся серия и номер договора ОСАГО и текущая дата. Системой отобразятся сведения о застрахованном авто |
Узнать номер полиса по номеру кузова, ВИН или по госномеру и проконтролировать внесен ли в страховку конкретный водитель | На основании ввода данных ТС узнать можно наименование страховой компании, номер и тип полиса. При ограниченности полиса можно узнать по номеру и серии водительского удостоверения, записан ли водитель в страховку |
Таким образом, проверка диагностической карты техосмотра и страхового полиса ОСАГО по базе РСА позволяет получить более подробную информацию.
Но по данным самого авто и полиса можно узнать номер карты и сверить его. Это позволит своевременно озаботиться и техосмотром, и оформлением полиса.
А значит, в случае наступления страхового случая не придется возмещать ущерб за счет собственных средств.