До 2013 года получая платные госуслуги, нужно было предъявлять квитанцию об оплате. Создание единой базы платежей позволило госорганам проверять данную информацию самостоятельно. Как работает ГИС ГМП в 2024 году?
С 1.01.2013 все сведения, касающиеся начисления и оплаты пошлин, штрафов и иных поступлений в бюджет моментально передаются в ГИС ГМП.
По этой причине предоставляющие госуслуги органы не могут требовать предъявления документов, удостоверяющих факт оплаты. Каковы особенности ГИС ГМП в 2024 году?
Важные аспекты
Система ГИС ГМП была создана чтобы организовать улучшенное оказание госуслуг. В частности создание системы отменило необходимость предоставлять квитанции об оплате пошлины при получении госуслуг.
С 1.01.2013 госорганам запрещено запрашивать любые платежные документы от заявителей. Всю необходимую информацию госструктуры получают через единую систему платежей.
Таким образом, основополагающим предназначением системы ГИС ГМП выступает:
- прием информации;
- сохранение данных;
- передача сведений меж участниками.
Информация обо всех начислениях и платеж передается в систему участников ГИС ГМП моментально. Обслуживание системы осуществляет Федеральное казначейство.
При этом порядок ведения согласуется с Центральным Банком РФ. Указанный порядок определяет:
- перечень сведений, которые требуются для уплаты, получения и предоставления информации для оплаты;
- перечень данных, необходимых для получения информации;
- порядок доступа к системе.
Что это такое
Как расшифровывается ГИС ГМП? Это государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах.
По сути, это база, в которой размещается, хранится и при необходимости предоставляется информация о внесении платежей за оказание госуслуг и иных предусмотренных законом платежей.
Причиной создания единой базы явилось то, что ранее платежи часто «терялись». При учете средств на бюджетных счетах платежи физических лиц нередко определялись как «не распознанные».
Причин этому было много. К примеру, гражданин заплатил положенную сумму в одном субъекте РФ, а в другом субъекте этот платеж не виден.
Кроме того разные банки «маркировали» платежи и штрафы по-разному, что никак не способствовало автоматической сортировке.
Подобные обстоятельства вели к тому, что уполномоченные структуры не могли просмотреть факт оплаты пошлин, штрафов и иных платежей.
По этой причине от плательщиков всегда требовали предоставления квитанции об оплате. Причем утеряв квитанцию, плательщик мог и вовсе не доказать, что оплата уже осуществлена.
Как пример можно привести ситуацию, сложившуюся на тот момент со штрафами ГИБДД. Поскольку достоверно проверить факт оплаты не удавалось, то нередко на принудительное исполнение в ФССП РФ направлялись уже оплаченные штрафы.
В чем преимущества и недостатки
Основной плюс создания ГИС ГМП заключается в формировании единого реестра данных по платежам. За счет этого происходит обеспечение единых стандартов.
Платежи легко идентифицируются, работа госорганов и порядок обращения плательщиков за госуслугами существенно упрощаются. Не нужно представлять подтверждающие документы, поскольку уполномоченный орган может проверить сведения об оплате за пару минут.
Фактически ни один платеж не должен потеряться. Но на практике проблемы все же существуют.
Обусловлено это тем, что не все работающие на территории страны банки прошли надлежащую сертификацию и стали участниками системы.
В целом все банки в РФ можно поделить на четыре группы — осуществляющие обмен информации в полном объеме, имеющие некоторые проблемы при обмене, при наличии регистрации в системе не осуществляющие обмен, не зарегистрированные в ГИС ГМП.
Участие или неучастие банковской организации в ГИС ГМП не влияет на факт перевода уплаченных средств в соответствующий бюджет.
Однако уполномоченный госорган может не увидеть платеж среди общей денежной массы или платеж будет отнесен к категории «не распознанных», если оплата не отображена в единой базе.
Поэтому при выборе банка для внесения платежей нужно выбирать организацию, осуществляющую полноценный обмен данными.
Действующие нормативы
П.2 ч.1 ст.7 ФЗ № 210 от 27.07.2010 запретил госорганам требовать от заявителей предоставления документов, доказывающих оплату штрафов, пошлин и иных платежей, перечисляемых в бюджет. Норма действует с 1.01.2013.
Для подтверждения факта оплаты уполномоченные инстанции должны применять сведения, полученные из единой базы ГИС ГМП.
Подробный перечень участников ГИС ГМП установлен Приказом Федерального казначейства № 11н от 12.05.2017. Этот же приказ утверждает порядок ведения системы и отменяет действовавший ранее Приказ № 19н от 30.11.2012.
Система для граждан и организаций
Основными целями создания ГИС ГМП являются:
- получение платных госуслуг без предоставления удостоверяющих оплату документов;
- предоставление организациям и гражданам единого источника информации обо всех платежах в бюджет РФ.
Основным функционалом системы выступает:
- получение от госорганов, оказывающих платные услуги и начисляющих платежи информации о начислении сумм;
- получение от структур, принимающих платежи информации об оплате;
- передача информации по запросу участников.
Платится ли налог при дарении недвижимости между близкими родственниками в 2024 году, читайте здесь.
Назначением ГИС ГМП является учет начислений и оплаты таких платежей, как:
- пошлины;
- штрафы;
- сборы;
- налоги;
- пени;
- плата за госуслуги.
Как выполнить вход в систему
Для каждого желающего недоступен вход в ГИС ГМП, как подключиться к системе? Потребуется осуществить ряд действий и получить разрешение на вход.
Подключиться к системе ГИС ГМП можно самостоятельно или посредством агрегатора начислений.
Для самостоятельного присоединения, прежде всего, необходимо приобрести у официального поставщика необходимое программное обеспечение.
Как зайти в ГИС ГМП? Вход выполняется так:
- Регистрация системы.
- Инсталляция ПО.
- Получение электронной подписи, логина и пароля у оператора.
- Установка сертификатов ЭЦП.
- Загрузка и установка сертификата удостоверяющего центра.
- Проверка связи с оператором.
- Контрольное подключение к системе.
- Вход в ГИС ГМП.
Если для доступа к системе применяется агрегатор начислений, вход выполняется администратором доходов. При этом потребуется:
- Отправить запрос в региональную организацию, занимающуюся внедрением и обслуживанием системы.
- Пройти регистрацию.
- Приготовить и надлежащим образом оснастить рабочее место.
- Убедиться в безопасности доступа.
- Получить логин и пароль для входа в систему от администратора доходов.
Как в ней правильно работать
Для использования системы применяются форматы, утвержденные Федеральным казначейством. Таких форматов достаточно много, но наиболее востребованными являются:
- запрос в ГИС ГМП, или общий формат;
- импорт, экспорт, уточнение или аннулирование сущностей системы;
- сообщения, задействованные сервисом.
Все используемые форматы подвергаются систематической корректировке и модернизации со стороны разработчиков системы.
Основная особенность ГИС ГМП заключается в использовании различных видов идентификаторов.
Всякое извещение, направляемое оператору системы, должно содержать данные о плательщике и назначении платежа.
В качестве плательщиков могут выступать физические и юридические лица. Идентификаторами ФЛ являются:
- номер ИНН;
- номер страхового пенсионного свидетельства;
- номер водительского удостоверения;
- реквизиты гражданского паспорта;
- иные допускаемые законом реквизиты.
Для ЮЛ идентификатором выступают:
- номер ИНН;
- КИО;
- КПП;
- УИН.
Чтобы провести платеж в бюджет нужно обратиться в организацию, принимающую платежи и представить указанные идентификаторы.
При проведении платежа в системе требуется следовать следующей инструкции:
- выбрать нужную категорию и указать необходимые реквизиты:
ФССП | Дату постановления, категорию и номер исполнительного производства, сумму платежа |
ГИБДД | Серию и номер постановления, дату вынесения постановления, сумму к оплате |
Пошлина | Вид пошлины, после чего система автоматически проставит сумму |
Налоги, в том числе и налоговые задолженности | Номер налогового документа или ИНН |
Росреестр | Двадцатизначный код платежа |
- указать назначение платежа:
ФССП | Регион и отдел приставов |
ГИБДД | Вид нарушения, подразделение, регион |
Пошлина | Регион, подразделение |
- указать информацию о плательщике (Ф.И.О., регион, адрес регистрации);
- подтвердить платеж (сверить заполненные данные с представленным образцом);
- выбрать способ оплаты (счет мобильного телефона, банковская карта);
- завершить процесс (система покажет окно с извещением о платеже, которое можно сохранить или распечатать).
Также с помощью системы можно заказать получение квитанции с банковской печатью и реквизитами платежа.
Высылается документ на электронную почту плательщика файлом формата pdf. При необходимости в системе можно отслеживать статус платежа.
Проверка штрафов
Информация, содержащаяся в ГИС ГМП, предоставляется по запросу любого лица, желающего узнать о наличии у него задолженностей.
Основным ведомством, отвечающим за функционирование системы выступает Федеральное казначейство. Но получить нужную информацию вправе любой участник системы.
Причем простым гражданам вовсе не обязательно лично посещать уполномоченные структуры. Так проверить штрафы можно и не выходя из дома.
Для этого достаточно обратиться к ресурсу, взаимодействующему с ГИС ГМП. Например, Портал Госуслуг, официальные сайты ГИБДД и ФССП, Яндекс.Деньги и иные сайты.
Для проверки на выбранном ресурсе в соответствующей форме запроса вводятся идентификаторы плательщика.
После проведения поиска в единой системе будет показан ответ с указанием наличия/отсутствия задолженностей и их размера.
Если информация не обнаружится, ответ будет выглядеть как «Задолженность не найдена» или «Налог не найден».
Но при получении такого ответа нужно убедиться в правильности введенных данных, особенно, если штраф не оплачивался.
Когда система выдает ответ «Ошибка поиска», то, скорее всего, неверно указаны идентификаторы (пропущены цифры, не указаны нужные данные и т. п.).
При оплате найденного штрафа информация тут же поступит в единую базу платежей. При проведении повторной проверки задолженностей не обнаружится (если конечно за этот период не появились новые штрафы).
Как проверить платеж по УИН
УИН это уникальный идентификатор начислений. В ГИС ГМП с его помощью идентифицируется любой платеж. Зная УИН, можно оплатить любой платеж за госуслуги, пошлины, штрафы.
Поступивший платеж сразу сортируется согласно назначению платежа, и уполномоченные органы могут убедиться в факте оплаты сразу после осуществления уплаты.
Для онлайн-оплаты платежа по УИН достаточно указать в форме поиска код, состоящий из 20 или 25 цифр, который указан в квитанции или извещении либо получен при заказе услуги на госпортале.
Далее нажимается кнопка «Искать», что активирует поиск в системе ГИС ГМП. Если указанный код будет обнаружен, то в форму оплаты автоматически проставляются все необходимые реквизиты.
После осуществления платежа информация о нем сразу поступит в единую систему. В квитанциях УИН может обозначаться разными названиями.
Например, для налоговых документов это «Индекс», для административных штрафов и штрафов ГИББД – «Постановление», для ДОУ и школ – «Идентификатор», для некоторых иных платежей – «Код».
Поиск по УИН предлагают почти все сайты, принимающие платежи в систему ГИС ГМП. Например, можно найти и оплатить нужный платеж на сайте Оплата госуслуг.
Порядок обращения в техподдержку
В некоторых случаях могут возникать проблемы с подключением к ГИС ГМП, если не соблюсти порядок подключения. По этой причине Федеральным Казначейством разработана инструкция по подключению.
В частности предусматривается проведение тестирования с целью проверки правильности функционирования системы.
Краткий алгоритм выглядит так:
- Получить в ФК уникальный регистрационный номер администратора начислений и отправить его на адрес техподдержки ФК support@e-t-k.ru.
- Получить от техподдержки инструкцию по осуществлению тестирования.
- По адресу siu-portal.rk08.ru перейти в СМЭВ РК, где нужно сформировать и отправить в ФК запрос «Передача начислений»
- Получить от оператора СМЭВ РК файл «запрос-ответ» и отправить его в техподдержку ФК.
- Получить от техподдержки информацию о результатах осуществления платежа.
- Аналогично проверить запрос «Запрос платежей».
- Получить от техподдержки протокол тестирования.
Какие структуры взаимодействуют
Участниками ГИС ГМП являются:
- госучреждения;
- администраторы бюджетных доходов;
- госорганы, обязанные направлять сведения в единую базу и имеющие право на получение информации;
- операторы по приему и переводу денежных средств;
- банковские платежные агенты и субагенты;
- организации почтовой связи;
- органы, открывающие и ведущие лицевые счета;
- местные администрации;
- многофункциональные центры;
- федеральные и региональные порталы госуслуг.
Все участники ГИС ГМП взаимодействуют между собой в порядке межведомственного сотрудничества.
Про проверку ПФР Контур бесплатно онлайн, читайте здесь.
До какого года выплачивают материнский капитал, смотрите здесь.
Благодаря созданию системы начисленные и поступившие платежи правильно и своевременно распределяются по назначению.
При этом граждане могут получать корректную информацию о наличии каких-либо обязательств перед бюджетом и их оплате.