Максимальная скорость на российских дорогах это 130 км/ч и то лишь по отдельным автомагистралям.
Обычно же разрешенная скорость раза в два меньше. Как переключать скорости на машине правильно, чтобы случайно не нарушить правила?
Если со сдачей теории и практики на получение права вождения водители справились, это не значит, что им известны все тонкости эксплуатации авто.
Нередко причиной «рывков», «чиханий мотора» и прочих «приятностей» вплоть до поломки становится не умение правильно изменять скоростной режим. Как на машине правильно переключить скорость?
Что нужно знать
Автомобиль легкового типа может иметь механическую или автоматическую коробку передача. В зависимости от типа коробки находится способ управления скоростным режимом.
При наличии механической коробки водитель самостоятельно выбирает скорость авто. Автоматическая коробка предполагает, что скорость выбирается без участия водителя.
Большинство водителей считают, что учиться вождению автомобиля лучше с коробкой механической.
Объясняют они это тем, что пересесть на «автомат» будет проще, а вот в обратном порядке потребуется обучение практически с нуля.
Но начиная свой водительский стаж с «механики» нужно детально изучить особенности переключения скоростей. От этого во многом зависит не только управление авто, но и его техническое состояние.
Необходимые термины
Коробка передач один из важнейших конструкционных элементов автомобильной трансмиссии.
Необходима она для изменения скорости и направления движения машины, а также длительного разделения двигателя и трансмиссии.
Механическая коробка передач представляет собой цилиндрический редуктор – многоступенчатый и предусматривающий переключение скоростей вручную.
Исходя из численности ступеней, существуют четырех-, пяти-, шести-, семиступенчатые и более коробки передач.
Основной плюс МКПП это простота конструкции и возможность ручного управления движением. Хотя все чаще потребители избирают АКПП.
Автоматическую коробку передач еще именуют роботизированной. В целом это модифицированная МКПП, все необходимые функции в ней автоматизированы.
Для нынешних роботов характерно наличие двойного сцепления, что дозволяет передать крутящий момент без разрыва потока мощности.
АКПП помогает снизить топливный расход и обеспечивает повышенную динамику при разгоне.
Коробка-автомат имеет несколько возможных конструкций и некоторые из них предусматривают имитацию ручного переключения. Но по большей части все «автоматы» имеют электронное управление.
Основные функции коробки передач
Главная функция любой коробки передач состоит в регулировании силы подаваемого крутящего момента.
Проще говоря именно от управления коробкой зависит то, как авто тронется с места, разгонится и будет ехать.
Крутящий момент подается на колеса с разным ритмом и коробка, а точнее рычаг, регулирует данный ритм, заставляя все колеса крутиться с одинаковой скоростью.
В механической коробке передач существуют скорости:
Первая | Самая мощная, подающая наиболее высокий крутящий момент. Она необходима для начала движения и преодоления трудно проходимых участков дороги. До 40 км/ч |
Вторая | Нужна для разгона авто. 20-60 км/ч |
Третья | Для нее характерен небольшой крутящий момент, что требует более высокой скорости. 30-90 км/ч |
Четвертая | Позволяет разгонять авто до максимума. От 40 км/ч |
Пятая | Используется на прямых дорожных участках, не требующих маневрирования |
Задняя | Или задний ход, мощность соответствует первой скорости |
АКПП скоростной режим выбирается самостоятельно без участия водителя, в зависимости от нагрузок на двигатель.
Преимущество коробки-автомата в том, что водитель может больше внимания уделять дороге, а не тому когда надо переключать скорость на машине.
Законные основания
Если говорить о нормативном регулировании относительно использования коробки передач, то целесообразнее всего обратиться к ПДД.
Раздел 10 ПДД так и называется «Скорость движения». Обязанностью водителя является учет скоростных ограничений на дороге.
Когда дорожная разметка и знаки касательно выбора скорости отсутствуют, то руководствоваться надлежит общим ограничением скорости движения.
В населенных пунктах предельная скорость не должна превосходить 60 км/ч. В жилой зоне и на придомовых территориях дозволенный максимум равен 20 км/ч.
Скорость на дороге может быть и выше, если это предусмотрено для большей эффективности движения, но не больше скорости, предусматриваемой для автомагистрали.
Кроме того максимальная скорость зависит от вида ТС, его технических характеристик.
Также Правилами предусмотрено, что водитель при выборе скорости должен руководствоваться целым рядом факторов:
- интенсивность движения;
- состояния ТС и перевозимого груза;
- дорожные и погодные условия;
- условия видимости.
Начинающему водителю можно руководствоваться неписаным правилом «+20». По ст.12.9 КоАП РФ за превышение скорости наказание предусмотрено в виде штрафа, равного пятистам рублей.
Но штраф взыскивается при превышении скорости на 20 км/ч и больше. И если водитель не будет превышать скорость более чем на 10 км/ч, то штрафа можно не опасаться.
Но нужно отметить и то, что Правилами предусматривается и минимальная скорость движения. Как правило, на подобных дорожных участках стоит знак 4.6 с указанием минимальной скорости.
Кроме того запрещена скорость меньше 40 км/ч на автомагистралях, при создании помех другому транспорту. Экстренное торможение допускается только в целях предотвращения ДТП.
Таким образом, выбор скорости дело очень ответственное. От этого зависит не только скорость передвижения, но и соблюдение ПДД.
Водителям-новичкам лучше всего следовать «золотому» правилу – 50 км/ч в населенном пункте и не более. В процессе движения можно сориентироваться, какая нужна скорость и не превысит скоростной режим.
Как научиться переключать скорости на автомобиле
Как быстро переключать передачи на машине? В процессе обучения переключению скоростей авто надобно помнить важнейший принцип – при смене передачи необходимо выжимать сцепление.
То есть рычаг КПП и сцепление работают в связке. В противном случае лучше сразу отложить деньги на приобретение новой коробки.
Но нужно учитывать и то, что различные скорости разнятся друг от друга техникой переключения. Общая схематичность такова:
«выжать сцепление — переключить передачу – отпустить сцепление»
Для новичка может стать неожиданностью то, что при переключении передачи машина утрачивает скорость и двигается только по инерции. Во избежание торможения авто скорости переключать следует плавно.
Пошаговая инструкция
Для переключения скорости на машине необходимо соблюдать такой порядок действий:
Резким нажатием сцепление выжать до отказа | И в то же время отпустить газ |
Плавно, но проворно включить надобную передачу | Для чего рычаг КПП сначала приводится в нейтральное положение, а затем в положение нужной передачи |
Отпускать педаль сцепления | — |
Полностью отпустить сцепление | И прибавить газ |
Механика
Несмотря на кажущуюся сложность работы с механикой, водитель не должен слишком задумываться о переключении – все движения должны быть автоматическими, на уровне рефлексов.
Хотя достичь этого можно только непрестанной практикой. Порядок переключения скоростей соответствует вышеописанному алгоритму, но стоит уточнить некоторые детали:
Лучше всего переключать скорости по порядку | Каждый раз соблюдая положенный порядок действий |
Слишком часто переключаться не нужно | На одной скорости можно ехать довольно долго |
В случае замедления | До 30 км/ч можно перейти на вторую передачу |
Для экстренного торможения одновременно выжимаются тормоз и сцепление для отключения двигателя | Перевести рычаг на «нейтралку» можно позже, но не отпуская сцепления |
Переключение передач зависит от скорости движения авто и отбора мощности. Опытным водителям удается определить нужный момент по звуку двигателя.
А вот новичкам при выборе скорости лучше ориентироваться на показания спидометра:
I скорость | 0-20 км/ч |
II | 20-40 км/ч |
III | 40-60 км/ч |
IV | 60-80 км/ч |
V | От 80 км/ч и более |
Конечно, эти расчеты схематичны, и нужно учитывать и другие факторы. Такие значения применимы, когда авто не нагружен, и движется по ровной дороге без сопротивления.
Какие лучшие GPS маяки для авто в 2024 году, читайте здесь.
В случае препятствий в виде снега, песка, крутых подъемов передачи переключаются чуть позже указанных скоростей.
Также можно руководствоваться таким универсальным трактованием скоростей:
Первая | Для трогания с места |
Вторая | Для разгона |
Третья | Для обгона |
Четвертая | Для движения в городских условиях |
Пятая | Для скоростных трасс и автомагистралей |
Автомат
На АКПП вместо рычага присутствует рычажок с кнопкой или селектор выбора режимов работы. Передачи в коробке-автомат переключаются автоматически в момент разгона.
Но совсем без участия водителя не обойтись. Основные режимы, которые предлагает АКПП это:
«Р» | Паркинг. Предназначение в блокировке ведущих колес, что однозначно с затянутым ручником. Применяется при парковке. В данном режиме заводится и глушится двигатель |
«R» | Реверс. Для включения передачи заднего хода. Включается когда авто полностью остановится и не двигается вперед |
«N» | Нейтрал. То есть ничего не включено, колеса движутся независимо от двигателя |
«D» | Драйв. Нужен для движения вперед. Переключение скоростей в данном режиме регулируется нажатием педали газа |
Существуют и дополнительные режимы, но используются они реже. Потому для новичка важно в первую очередь изучить именно режимы основные.
Порядок переключения селектора при управлении авто с АКПП таков:
- Завести двигатель (повернуть ключ зажигания).
- Нажать педаль тормоза.
- Нажать нужную кнопку на рукоятке селектора.
Для включения «драйва» приходится пропускать два положения, но задерживаться на них не нужно, поскольку они не нужны при начале движения.
Нужная передача включится после отпускания тормоза через пару секунд. В целом АКПП понимает водительские команды по передвижению педали газа.
При мягком нажатии разгон будет плавным, а переключение передач неторопливым. Причем вначале авто перейдет на передачу ниже, а потом начнет разгон.
Для остановки на АКПП довольно нажать педаль тормоза. Рычаг можно переместить после остановки.
Если остановка кратковременна, то нужно держать тормоз нажатым. При более длительной остановке включается режим «нейтрал» или «паркинг».
Движение на второй
Самыми мощными, но и медленными, являются наиболее низкие передачи. Потому для начала передвижения и езды на маленькой скорости применяется первая передача.
Видео: как переключать передачи
Для разгона необходимо перейти на вторую скорость. Она не такая сильная, но более быстрая. Только после того как будет активированная вторая передача, можно переходить к следующей.
Для включения второй передачи нужно соблюсти такой порядок действий:
После начала движения на первой скорости | Мягко нажимать на педаль газа и разогнать авто приблизительно до 20 км/ч. При резком нажиме газа машина сделает резкий рывок вперед и возможна пробуксовка шин |
После разгона педаль газа отпустить | И синхронно плавно выжимать сцепление до упора |
Перевести рычаг во вторую передачу | При переключении примерно секунду задержаться на нейтралке |
Плавно, но быстро сцепление отпустить и нажать на газ | Для увеличения подачи топлива. При этом машина начнет двигаться на второй скорости |
Двигаясь на второй передаче, следует привыкнуть к дороге, научиться замечать знаки и разметку.
Только после того как удается сохранить полный контроль движения на второй скорости можно переходить на третью и более высокую скорость.
Важно! Некоторые автовладельцы игнорируют отдельные скорости, например, сразу переходя со второй на четвертую.
При недостаточной для передачи скорости движения мотор начинает «чихать», а иногда и глохнет. Но даже при отсутствии таких аспектов, пропуск скоростей ведет к быстрому износу узлов и деталей двигателя.
Если в авто имеется тахометр, то переключая передачи можно ориентироваться на частоту вращения коленчатого вала.
Для переключения передачи при движении оптимально значение в 2 500-3 500 оборотов в минуту.
Обратное переключение
Порой переключать скорости нужно в обратном порядке. К примеру, при торможении и т.д. Для перехода к пониженной передаче нужно:
- Отпустить педаль газа.
- Снизить скорость авто до скорости нужной передачи.
- Выжать сцепление до упора.
- Перевести рычаг в нужное положение без задержки на нейтралке.
- Плавно отпустить сцепление и одновременно нажать педаль газа.
В отличие от перехода на повышенные передачи обратное переключение не требует последовательности скоростей. Достаточно снизить скорость до необходимой передачи.
Возникающие нюансы
Но недостаточно знать главные принципы переключения скоростей на машине. Порой значение имеют различные нюансы, о каких водители узнают только по мере приобретения опыта.
Среди наиболее частых ошибок новичков это неслаженная работа рычага КПП, за счет чего авто теряет скорость.
А резкое переключение к тому же портит узлы коробки. Нередко начинающие водители резко отпускают сцепление. Без сцепления машина дергается, а трансмиссия приходит в негодность.
Часто новички не переходят к третьей скорости, мотивируя это тем, что не планируют повышать скорость.
Но переход на повышенную передачу не означает, что нужно увеличить скорость движения. Более высокая скорость дает возможность ехать быстрее, но не обязывает к этому.
Еще один частый нюанс это опоздание с включением второй скорости. Водитель ждет разгона до 20 км/ч, чтобы переключиться.
Но эта скорость наличествует уже на момент отпускания сцепления после начала движения.
Без рывков
Рывки машины при смене передачи можно объяснить четырьмя причинами:
- несвоевременное выключение передачи и нажатия сцепления;
- длительный переход от низкой передачи к повышенной;
- резкое нажатие газа после перехода к повышенной передаче;
- несинхронность работы сцеплением и газом.
Избежать рывка при переходе к верхним передачам можно так:
- Разогнать до 3 000-3 500 об/мин по тахометру.
- Выключить передачу одновременно с отпусканием газа.
- Задержать рычаг на нейтралке пару секунд.
- Отпустить сцепление быстро, но плавно.
- Плавно и постепенно нажать на газ.
Основные аспекты это переключение передачи в течение времени паления стрелки тахометра от одной передачи до другой и синхронная работа педалями газа и сцепления.
При понижении передач рывка можно избежать, если плавно и долго отпускать сцепление. А именно в течение двух-трех секунд, пока двигатель не наберет обороты.
Но данный вариант хоть и прост, но ведет к повышенному изнашиванию дисков сцепления. Более оптимально применение перегазовки.
Как пример переключение с третьей скорости на вторую:
- На третьей скорости разогнать до 50 км/ч. На тахометре 2500 об/мин.
- Отпустить газ и одновременно выжать сцепление и одновременно выставить нейтралку.
- Одновременно отпустить сцепление и сделать короткое нажатие на газ. На тахометре до 4000 об/мин.
- Выжать педаль сцепления.
- Включить вторую передачу и одновременно отпускать сцепление и при необходимости добавлять газ.
На дизельном автомобиле
Особенность дизельного авто в том, что передачи на нем могут переключаться очень рано, до 1 500 об/мин. Это позволяет экономить топливо.
Но ехать на таких машинах со скоростью 80 км/ч без использования последней передачи не стоит, поскольку высокие обороты плохо переносятся двигателем.
Основные нюансы, позволяющие экономить топливо, таковы:
- передачи переключаются рано;
- желательно меньше использовать переключения на пониженные скорости;
- в эксплуатации рекомендуется придерживаться оборотов, указанных в инструкции к авто.
На праворульной машине
К особенностям управления авто с правым рулем нужно отнести такие моменты:
Все действия по переключению передач | Выполняются левой рукой |
Смена положения руля изменяет ощущение водителя в отношении габаритов авто | Здесь желательно правильно настроить зеркала заднего вида, опустив пониже левое зеркало. До привыкания лучше двигаться в правом крайне ряду, ориентируясь на бордюр или обочину |
При обгоне отсутствует обзор слева | Можно использовать дополнительное зеркало в левой нижней части лобового стекла |
Самое сложное при управлении праворульным авто это синхронизация движений ног и левой руки при переключении скоростей.
Порядок оформления ДТП на месте без вызова ГАИ, читайте здесь.
Про управление транспортным средством без водительского удостоверения, смотрите здесь.
Но, как правило, привыкнуть к этому можно быстро. Остальные правила такие де, как и для машины с левым рулем.
Каких-то жестких условий относительно последовательности переключения передач нет.
Можно включать передачи не по порядку, но при этом на разгон затрачивается больше времени и обороты существенно снизятся.
Автомобиль дольше сохранится в исправном состоянии, если соблюдать правила переключения скоростей.