Купить авто подешевле можно разными способами. И один из них – покупка нерастаможенного транспорта.
Цены на него значительно ниже обычных. Но есть и «подводные камни». Каковы особенности российского рынка нерастаможенных машин?
Стоимость нерастаможенного авто в сравнении с авторынками и автосалонами более чем невысока. При этом на продажу предлагаются иностранные модели ТС, пользующиеся повышенным спросом.
Автолюбителей привлекает возможность получения отличной машины по предельно низкой цене. При этом мало кто задумывается, можно ли ездить на таком авто в России?
Вопросы появляются позже вместе со всевозможными проблемами. Законна ли в России продажа нерастаможенных авто и можно ли ездить на такой машине?
Важные моменты
В народе авто без растаможки именуют не иначе как призраками. И действительно машина вроде есть, но на российской территории она не зарегистрирована и официально ее как бы и нет.
Преимущества приобретения нерастаможенного автомобиля очевидны:
- стоимость машины меньше;
- платить транспортный налог не нужно;
- нет необходимости в прохождении техосмотра.
Кроме того не нужно платить штрафа за дорожные правонарушения. Камеры видеофиксации попросту не могут разобрать иностранный номерной знак.
Да и наложенный штраф отправлять некому, поскольку приобретается машина по доверенности.
Собственником является иностранный гражданин, проживающий в другой стране, и российские законы на него не распространяются.
Единственно возможное наказание – это выписка штрафа инспектором ДПС, но оплата штрафа осуществлена не будет.
Действенной санкцией является лишь изъятие водительского удостоверения. Но это возможно только в случае грубых нарушений на глазах сотрудников ГИБДД.
Казалось бы, одни плюсы. Но есть и проблемы:
Нерастаможенный автомобиль должен периодически пересекать российскую границу | Для продления временного ввоза |
Часто иностранные номера крадут с целью получения выкупа | А восстановить номера можно только в стране регистрации |
Российский гражданин | Не имеющий ВНЖ в иностранном государстве, не может на таком авто выехать за пределы РФ |
На приграничной территории нередко проводят рейды со стороны ГИБДД | И таможенников для выявления нарушений |
Основные понятия
Что являет собой растаможка авто и что она дает? При ввозе автомобиля из-за границы необходимо пройти таможенный контроль.
При этом в течение суток после ввоза автомобиля в РФ должны быть оформлены надлежащие документы и уплачен таможенный сбор.
После этого владелец машины получить разрешение на передвижение по российским дорогам.
Когда автомобиль не прошел таможенный контроль, он считается контрабандным товаром, ввезенным в страну не легально.
В случае тщательной проверки можно лишиться авто, поскольку он будет конфискован как контрабанда.
Но почему же так велико количество иностранных авто на дорогах России? Сейчас в России имеет место некая правовая коллизия.
С одной стороны незарегистрированный транспорт создает аварийные ситуации на дорогах. С другой стороны нельзя запретить эксплуатацию авто с иностранными номерами.
Россия является участником международной Венской конвенции и иностранцы вправе свободно перемещаться по ее территории.
Однозначного решения ситуации пока не найдено. МВД считает, что следует модернизировать систему фиксации и запретить нарушителям управление ТС в РФ.
Но пока единой системы противостояния нарушителям таможенных норм не предусмотрено.
Кто может быть покупателем
В соответствии с действующим законодательство управлять автомобилем, ввезенным в РФ из-за границы, вправе:
- собственник авто, являющийся гражданином другой страны;
- субъект с наличием вида на жительство в другом государстве;
- лицо, самостоятельно осуществившее ввоз авто в РФ.
По российскому законодательству ввозить транспорт в страну можно на шесть месяцев при условии уплаты таможенных сборов.
По окончании данного срока владелец должен продлить разрешение или покинуть российскую территорию.
Для продления временного ввоза придется опять предъявлять полный пакет документов и проходить тщательную проверку. Как правило, управление нерастаможенным авто осуществляется по доверенности.
Предъявлять доверенность сотруднику ГИБДД водитель не обязан, но это не означает, что документ может отсутствовать.
Но дело в том, что иностранцы не вправе выдавать доверенность российским гражданам.
Когда продавец нерастаможенной машины предлагает продажу по доверенности, то скорее всего документ будет подделкой.
В случае тщательной проверки это легко обнаружится. Основные проблемы возникают, когда новый владелец нерастаможенного авто пожелает его зарегистрировать подобающим образом.
Минимум, что может быть это весьма высокий штраф, необходимость доказательства законности приобретения машины и выплата всех положенных сумм.
Максимальная мера ответственности это конфискация автомобиля и привлечение ее владельца к уголовной ответственности.
Правовое регулирование
По российскому законодательству любой автотранспорт, ввозимый из других государств, должен в течение суток предоставляться на таможенный пункт для проверки, оплаты пошлин и оформления разрешительных документов.
Как проводится проверка наличия неуплаченных штрафов по данным водительского удостоверения, читайте здесь.
Только после окончания этой процедуры авто может передвигаться по российским дорогам на законном основании.
Эксплуатация нерастаможенного авто дозволена только в некоторых случаях:
Автомобиль принадлежит иностранному гражданину | Который оформил временное пребывание в России. При этом таможенные пошлины не взимаются. Автомобиль может находиться в РФ не более одного года (п.2 ст.358 Таможенного Кодекса) |
Машиной владеет россиянин | Оформивший временный ввоз. Собственник уплачивает пошлину и авто может находиться в России в течение полугода за год |
Временный ввоз автомобилей регламентируется отдельными положениями таможенных нормативов.
Таких как «Соглашение о порядке перемещения…» и «Инструкция о порядке совершения таможенных операций…» №311 от 18.06.2010 г. и иными актами, согласованными и принятыми странами-участниками Таможенного Союза.
За нарушение положений таможенного законодательства предусмотрена ответственность, как административная, так и уголовная.
В гл.16 КоАП РФ предусмотрено взыскание штрафа за неуплату обязательных таможенных пошлин. Для физлиц штраф равен от 500 до 2 500 рублей.
За нарушение сроков таможенного оформления взимается штраф в 1 000-2 500 рублей. Допускается и конфискация не оформленных машин.
Также штраф положен за несвоевременный вывоз автомобиля из России. Равен он 1 500-2 000 рублей.
Но транспорт может быть и конфискован. В случае невыплаты таможенных пошлин «в особо крупном» размере наступает ответственность уголовная.
В УК РФ наказание за не соблюдение таможенных норм предопределено ст.194, ФЗ №63 от 13.06.1996.
Крупным размером считается сумма более миллиона рублей, а особо крупным – три миллиона рублей и более.
Варианты уголовной ответственности предусматривают:
- штраф в 100 000-500 000 рублей;
- штраф, равный доходу осужденного за период до трех лет;
- обязательные работы до четырехсот восьмидесяти часов;
- принудительные работы длительностью до пяти лет;
- лишение свободы до пяти лет.
В случае смены собственника в отношении нерастаможенного авто должна быть проведена процедура легализации в РФ.
При передаче право пользования временно ввезенным авто стороннему лицу собственник может быть оштрафован по ст.16.24 КоАП на сумму 2 500 рублей.
Конфискованная машина передается на специальную стоянку. После истечения сроков хранения по решению суда машина зачастую признается бесхозной и передается в госсобственность.
Возникающие нюансы
Большинство россиян считают, что купив нерастаможенное авто, достаточно получить от собственника генеральную доверенность.
Оформление в собственность порой и не предполагается, поскольку по гендоверенности в принципе можно как управлять машиной, так и свершать с ней любые действия.
Но однако полномочия генеральной доверенности не применимы относительно машин иностранных граждан.
Иностранец просто не вправе дать доверенность на ТС гражданину РФ. На российской территории он может находиться за рулем только сам.
Многие российские автолюбители приобретают авто без растаможки по доверенности, даже не задумываясь о том, что нарушают законодательство.
О серьезных последствиях они узнают, когда обращаются в ГИБДД для постановки машины на учет либо когда проверяются сотрудниками ДПС при дородном правонарушении.
Особенности использования такого ТС
Согласно закону легально передвигаться на нерастаможенной машине можно при наличии двойного гражданства или вида на жительство в другом государстве.
Но обилие иностранных машин на российских дорогах резонно актуализирует вопрос, как же ездят все эти водители. Различных «лазеек» придумывается немало, какие-то легальны, другие просто фиксация.
Можно рассмотреть основные условно законные способы:
Авто за границей регистрируется на какую-то фирму | При пересечении границы оформляется временный ввоз некой частной фирмой. Покупателю-россиянину выдается документ, что он является сотрудником данной фирмы, а авто он получил для служебных целей. Даже при конфискации представитель фирмы может забрать авто и обратно передать покупателю. Легитимно, но риск в том, что продавец может оказаться непорядочным. Можно легко лишиться и денег и машины |
Передвижение по депозиту | На таможне можно оформить ввоз на условиях, что авто будет растаможенно по месту жительства. На прибытие в пункт назначения отводится три дня. Если гражданин не уверен, что успеет добраться, он уплачивает часть суммы положенной пошлины, то есть вносит депозит. На основании полученного документа можно управлять нерастаможенной машиной в течение трех-четырех месяцев. Если в срок авто не легализируется, депозит аннулируется. При необходимости депозит можно продлить, внеся дополнительную сумму |
Автомобиль пригоняется продавцом из-за границы | Отдельные документы переделываются в дубликаты. При этом в техпаспорте покупатель указывается как владелец, а во временном ввозе как лицо, ввезшее машину. При необходимости покупателю оформляется и вид на жительство в иной стране (поддельный). При отсутствии тщательной проверки со стороны миграционных и таможенных служб вкупе с ГИБДД может такое использование быть довольно длительным |
Но рано или поздно владельцу нерастаможенного авто приходится задуматься о легализации его. И лучше сделать это самостоятельно. Госорганы могут такого шанса и не дать, а просто изъять машину.
Куда нужно обращаться
Оформив как полагается временный ввоз можно управлять автомобилем в течение полугода.
В течение пятнадцати дней до окончания этого срока необходимо обратиться в таможенные органы, в пункт первоначального обращения. Здесь разрешение закрывается или продлевается.
При отсутствии такого обращения данные авто попадают в таможенную базу. Машина считается не вывезенной и придется оплатить все сборы. Иначе пользоваться авто легально не получится.
Видео: нерастаможенное авто — купить или нет
Если за оформлением нерастаможенного авто обратится иное лицо, а не первичный владелец, то машина может быть конфискована.
Если же новому владельцу удастся доказать, что он непричастен к махинациям с документами, то он сможет оформить авто только после уплаты всех положенных штрафов и налогов.
Кстати, налогом облагаются все машины, ввозимые в РФ, старше восьми лет. Причем чем старше авто, тем выше налог.
От налога освобождаются только подаренные машины и транспорт лиц, въезжающих в Россию на ПМЖ.
Документальное оформление
Для оформления временного ввоза авто необходимы:
- паспорт;
- справка о постановке на консульский учет за границей;
- техпаспорт;
- страховка, полученная в стране регистрации машины;
- вид на жительство или иной документ, разрешающий пребывание в РФ
- заполненная декларация на временный ввоз машины.
Для заполнения декларации потребуются:
- техпаспорт авто;
- счета и чеки;
- счет-фактура;
- дарственная или завещание (при наличии).
Оплате подлежат:
Пошлина | 10 % стоимости ТС |
Акцизный сбор | Зависит от возраста авто |
НДС | 20 % стоимости |
Может понадобиться акт технического состояния автомобиля. Таможенные органы вправе досконально проверить машину и обратиться в таможню государства, откуда прибыла машина.
Если авто ввозится россиянином, после полного растомаживания он вправе зарегистрировать автомобиль на территории РФ и поставить его на учет в ГИБДД.
То есть, очевидно, что приобретая нерастаможенное авто, у нового владельца не получится оформить его в законную собственность. Плюс добавятся и определенные проблемы.
Во-первых, придется доказывать, что автомобиль получен от собственника, а не украден или получен против воли хозяина. Во-вторых, понадобится уплатить немалые суммы штрафов.
Стоит ли делать такую покупку
Объявления о продаже нерастаможенных машин встречаются все чаще. Порой стоимость хорошего иностранного авто равнозначна цене подержанного отечественного ВАЗа.
Но нужно знать, чем обусловлена такая низкая цена:
- авто краденное, битое или «утопленник»;
- машина ввезена не легально;
- автомобиль восстановлен после серьезной аварии.
До 2002 года нерастаможенное авто конфисковалось. Сейчас данная мера не применяется, если доказано, что гражданин приобрел такую машину на территории РФ.
При этом важно, что о нелегальном пребывании авто в стране он не знал. Доказательство непричастности к незаконному ввозу автомобиля позволит отделаться только штрафом.
Но зарегистрировать такую машину уже не получится и придется продать ее на запчасти. Так стоит ли покупать нерастаможенный автомобиль?
Если перспектива лишиться авто после завершения периода разрешения на временный ввоз не пугает, то конечно можно и купить.
Но если машина приобретается надолго и планируется законное ее использование, то вариант только один. Собственник должен сам растаможить автомобиль, зарегистрировать его в России и только потом продать.
Продажа нерастаможенных авто в Москве из Белоруссии
С 2011 года между Россией и Республикой Беларусь действуют соглашения Таможенного союза. Это обуславливает упрощенную систему ввоза материальных ценностей, в том числе и авто.
Граждане РБ могу беспрепятственно передвигаться по российским дорогам, не регистрируя ввоз машины и не оформляя транзитные номера.
В свою очередь данная норма привела к тому, что увеличился спрос на дешевые иномарки с белорусскими номерами.
Наличие такой машины позволяет:
- не платить штрафы;
- экономить на ОСАГО, оформляя полис в Беларуси;
- не платить транспортный налог.
Плюсом для мегаполисов стала возможность оставлять авто с белорусскими номерами на платных стоянках и не платить за это штрафы.
Но управлять автомобилем, пригнанным из РБ, модно при соблюдении таких условий:
Быть владельцем авто | То есть иметь белорусское гражданство |
Ежегодно посещать Беларусь для техосмотра | Продления страховки и пересечения границы для обновления срока въезда |
Изобретательные россияне придумали выход. Отправлялись в Республику Беларусь, получали гражданство и покупали авто. Также использовался такой способ как выдача покупателю доверенности от продавца.
С августа 2014 года в ПДД появились коррективы, касающиеся непосредственно белорусских номерных знаков. Раньше инспектор ДПС мог потребовать только права и ПТС.
Теперь правом сотрудника стало требование документов, оформленных при ввозе автомобиля. В обязательном порядке проверяется отметка о пересечении границы.
Размер штрафа за вождение без страховки, читайте здесь.
Можно ли перевозить грудного ребенка в машине, смотрите здесь.
Больше положенного срока машина из РБ не может эксплуатироваться в РФ. За отсутствие документов о ввозе машины или при просрочке должного срока налагается штраф в 2 500 рублей.
Кроме прочего нужно учесть, что с 2015 года начал действовать защищенный канал связи меж Россией и некоторыми странами, в число каких входит Беларусь.
ГИБДД может легко проверить историю авто в стране регистрации и отправит штрафы иностранному гражданину.
Если же планируется покупка более дешевого авто из Белоруссии, то можно получить белорусское гражданство и купить машину за пределами РФ, чтобы легально пересечь границу.
При нежелании менять подданство или оформлять двойное гражданство, легитимен только способ с покупкой машины за границей и ввозе ее в страну с прохождением полной процедуры растаможки.
Покупка-продажа нерастаможенных авто в Росси была выгодным делом в девяностых годах. Тогда законодательство не было столь суровым и оформить авто было не сложно.
Ныне процесс оформления иностранного автомобиля настолько затратен, что в итоге стоимость его сравнивается с ценой аналогичного авто на отечественном рынке, а иногда и существенно ее превышает.