Порядок составления акта выполненных работ (сдачи-приемки) в 2024 году регулируется российским законодательством. Для возможности избежать неточности в документе необходимо знать и о некоторых нюансах.
Акт по сдаче-приемке выполненных работ должен быть сформирован после того как исполнителем будут выполнены указанные в договоре обязательства.
Акт не является отдельной документацией, но при этом считается приложением к работе по подписанному ранее договору между исполнителей и заказчиком. Акт подтверждает факт отсутствия либо наличия претензий со стороны заказчика.
Важные моменты
Перед рассмотрением основного вопроса изначально рекомендуется ознакомиться с важными моментами и рассмотреть законодательное регулирование составления акта выполненных работ.
Это позволит минимизировать риски возникновения проблем в процессе составления документа.
Что это такое
Акт выполнения работ – это разновидность первичной документации. Он способен подтвердить завершение выполненной работы, которая предусмотрена соглашением в полном объеме.
Акт является двусторонним и подписывается обоими участниками соглашения, исполнителем и заказчиком.
Наличие документа не отображает соответствия выполненной работы либо предоставленной услуги соглашению. Отсутствие расхождений позволяет удостоверить подпись заказчика на самом акте.
Исключительно после подписания соглашения документ обретает юридической силы и может быть применен с целью отображения выполнивших операций в учете.
Акт формируется в тех количествах экземплярах, сколько имеет сторон в договоре.
К примеру, в имеющихся договорных отношениях кроме исполнителя и заказчика могут принимать участие и инвестор либо же непосредственный привлеченный подрядчик.
Российским законодательством утверждены унифицированные формы для некоторых разновидностей деятельности.
Назначение документа
Акт приема работ является гарантией от возникновения возможных судебный споров и различных разногласий. При возникновении споров, акт является основным доказательством.
При отсутствии акт судебный орган вправе расценивать действии, как пренебрежение к российскому законодательству установленной процедуры сдачи-приема работы либо услуги, что автоматически влечет за собой начисление штрафных санкций со стороны государственных контролирующий органов.
И списка выполненных работ либо предоставленных услуг формируют таблицу, в которой отображают то, что было сделано и подтверждается факт отсутствия претензий со стороны заказчика.
При недовольстве заказчика, это отображается в акте в сочетании с выявленными недостатками.
Правовое регулирование
Из основных нормативных документов в данном вопросе выделяют Гражданский Кодекс РФ, в частности:
ст. 753 | Отображает необходимость в формировании акта, который используется доказательной базой по факту выполнения работ либо предоставления услуг |
ст. 752 | Осуществляет нюансы по формированию акта, в том числе содержит сведения, которые позволяют избежать недоразумения с налоговым органом |
Также стоит обратить внимание на Федеральный закон № 402,в котором отображается факт отнесения акта к первичной учетной документации.
Форма акта выполненных работ
В российском законодательстве отсутствует четкая форма рассматриваемого документа. При этом требования и критерии формирования акта регулируются Федеральным законом № 402.
Отвечая им можно избежать обжалования документа в различных инстанциях.
В процессе формирования формы акта субъекты могут руководствоваться формами КС2 и в ситуации с выполнением каких-либо строительных работ можно применять документ в начальном виде. Также может быть использована и форма КС3.
Законодательством РФ допускается возможность формирования акта, заменяя его универсальной передаточной документацией.
К сведению: вне зависимости от применяемого образца, крайне важно утвердить форму в составе учетной политики либо же отдельной распорядительной документацией.
Как правильно заполнить бланк
В обобщенном виде документ должен включать в себя:
Полное наименование документа | Персональный идентификационный номер и период формирования |
Полные инициалы сторон | И юридические реквизиты каждой из них |
Разновидности выполненных работ либо предоставленной услуги | В том числе объем и условия выполнения и сдачи |
Себестоимость | — |
Указание ответственных лиц | А также их подписи с расшифровками |
Если компании используют печать, то ее наличие в документе является обязательным.
По договору оказания услуг
Форма акта может утверждаться соглашением межу сторонами, что используется при больших контрактах либо же создаваться сторонами непосредственно перед составлением документа.
В любой ситуации, качественный акт обязан отвечать минимум таким параметрам:
- акт является подтверждением выполненного соглашения;
- в документе нужно прямо отображаться на основании какого соглашения он сформирован;
- обязательное указание четкого списка выполненных работ по договору подряда.
Нужно, чтобы список выполненных работ в спецификации и акте совпадали. Бланк должен отображать метод проверки заказчиком числа и качества выполненной работы.
В него входит:
- визуальный осмотр;
- проверка функционала и так далее.
Проверки подлежат полномочия заказчика и подрядчика. Акт могут подписать исключительно представители, которые действуют согласно учредительной документации либо же нотариальной доверенности.
Не стоит забывать об указании места и дате приема выполненной работы. Нередко наиболее оптимальным вариантом станет указание не только дня, но и точного времени выполнения работы.
При наличии замечаний у одной из сторон к качеству либо числу предоставленной услуги, то их крайне важно отобразить в акте.
Акт считается действенным и в случае, если он был подписан только одной стороной (имеется в виду подрядчиком) с обязательным отображением в нем факта отказа в подписании противоположной стороны.
Но в этом случае нужны подписи свидетелей. Отказ в подписании акта не оказывает влияния на юридическую силу и может расцениваться как отказ от принятия работы либо услуги.
По соглашению подряда с физическим лицом
Акт сдачи по договору подряда является первичной документацией и применяется с целью бухгалтерского учета. Он может формироваться по форме, которая была разработана в компании своими силами.
В Федеральном законе № 402 отображены конкретные пункты, которые обязательны к указанию в документе. Допускается возможность дополнять документ своими разделами.
Обязательно документ должен содержать в себе:
- наименование;
- время формирования;
- инициалы уполномоченного лица, который составил акт;
- описание выполненных работ (для этих целей может быть использована накладная);
- себестоимость работ с учетом НДС;
- подписи уполномоченных лиц от каждой стороны.
Шаблон акта выполненных работ в word можно скачать здесь. Госкомстатом России была утверждена унифицированная форма КС-2.
Про классификатор кодов ОКОПФ, читайте здесь.
До недавнего времени она была обязательна по строительству, но сегодня он является факультативной.
По договору аренды помещения
Лица, которые взяли в аренду коммерческое помещение, обязательно влекут за собой материальную ответственность за приобретенное имущество.
После подписания акта выполненных работ по арендному соглашению, арендодатель автоматически отказывается от претензий со своей стороны.
Основные правила формирования акта по договору аренды имеют вид:
Формирование исключительно в письменной форме | — |
Обязательное отображение порядкового номера | Данный, которые идентифицируют имущество, переданное в аренду, а также номер соглашения, размер оплаты (с учетом НДС) |
Наличие в акте подписей каждой стороны соглашения | Рекомендуется ставить подпись на каждой странице документа. Это позволит минимизировать риски замены отдельных страниц и тем самым предъявления несуществующих требований |
Обязательное отображение объема обязательств | Которые выполнились полностью. Также рекомендуется указывать факт полной оплаты и подтверждение отсутствия претензий |
Акт выполнения работ нужен с целью предоставления в различные государственные органы:
- налоговую инспекцию;
- и иной контролирующий орган.
К сведению — целесообразней формировать акт при подписании соглашения по схеме:
юридическое – физическое – юридическое лицо
Акт между юридическим и физическим лицом подписывается крайне редко.
Можно ли составить онлайн
С целью формирования акта выполненных работ в режиме онлайн можно использовать различные сервисы.
Благодаря сервисным центрам можно сформировать нужный шаблон либо указать необходимые сведения в уже предложенной форме.
После этого остается распечатать акт и отправить по почте его заказчику. Для предварительного просмотра и внесения поправок можно отправить документ в формате Word через интернет.
Основные причины формирования акта в режиме онлайн имеют вид:
- бланк соответствует требованиям российского законодательства;
- простота в оформлении документа;
- документ в автоматическом режиме проверяется на предмет наличия ошибок;
- допускается возможность использования режима автозаполнения полей.
Процесс формирования акта выполненных работ на примере онлайн сервиса ImBoss имеет вид:
Нужно зарегистрироваться на сервисе | И перейти в категорию “Документы” |
Далее необходимо выбрать “Создать документ” | А после нажать “Сформировать акт”. Допускается возможность исправления номера документа и времени |
Далее заполняются все необходимые поля | — |
На завершающей стадии нужно сохранить документ | В формате Word либо Excel |
После этого остается только распечатать документ либо отправить по электронной почте. Алгоритм действий является стандартным и может быть применен для иных сервисов.
К примеру:
- Service-online;
- Superbooh;
- Kontur;
- Выставить счета.
Вне зависимости от того, какой сервис был выбран, составление акта не влечет сложностей.
Образец заполнения
Сформировать акт можно в кратком виде, отобразив в нем только основные сведения. К примеру:
- изначальные реквизиты акта;
- наименование строк;
- разновидность работы;
- сумма оплаты.
К сведению — счета, на которые нужно совершить оплату указываются в основном договоре — подписи сторон.
Образец акта указан на фото:
Когда нужен промежуточный
Промежуточный акт применяется с целью одновременного решения несколько разных задач.
В первую очередь к ним относятся:
Фиксация факта выполненных работ за конкретный период | Подтверждается соответствие выполненных работ установленному ранее графику |
Из-за того, что документ относится к строгой отчетности | Он необходим с целью ведения бухгалтерского учета. Он требуется представителям налоговой служб в процессе осуществления камеральной проверки |
С целью защиты своих интересов в судебном органе | Является частью доказательной базы по факту нарушения прав |
Для предоставления инвесторам, кредиторам | Подтверждает наличие выполненных работ и указывает на перспективы компании |
И так далее | — |
Из-за поставленных задач, для решения которых применяется акт, крайне важно следовать алгоритму его формирования и избегать различных ошибок и опечаток.
Видео: как сделать акт выполненных работ
В иной ситуации он может быть признан таковым, как недействительным. Исходя из этого, при аннулировании его юридической силы, он не может быть задействован для защиты своих интересов.
Как это корректировочный
Под определением “корректировочный акт” подразумевается документ, который формируется при поправках изначальных условий выполнения работ либо предоставления услуг, отображенных в разработанном ранее между исполнителем и заказчиком соглашении.
Корректировочный акт» Документ, составляемый при изменении изначальных условий выполнения работ, указанных в составленном ранее между исполнителем и заказчиком договоре.
Корректировочный акт одновременно может применяться с целью реализации нескольких разных задач. К наиболее значимым относят:
- с его помощью можно формировать претензии (если по результатам выполненной работы либо предоставленных услуг заказчик остался недоволен);
- используется с целью ведения бухгалтерского учета;
- для защиты своих интересов в судебном органе;
- затребован представителями налогового органа в случае проверки;
- предоставляется инвесторам и кредиторам (с целью подтверждения развития компании и наличия необходимого уровня платежеспособности для получения финансовой помощи).
Наличие каких-либо ошибок или опечаток в документе приводит к отсутствию возможности сформировать положенную бухгалтерскую отчетность. Это влечет за собой проблемы с контролирующими органами.
Как узнать задолженность физических лиц в ФССП, читайте здесь.
По какому графику осуществляется уплата налогов ИП на УСН в 2024 году, смотрите здесь.
Напоследок хотелось бы отметить, что сложностей в формировании акта выполненных работ нет.
Достаточно только указывать в нем основные сведения, предусмотренные российским законодательством.
В случае игнорирования требований законодательства, компаниям грозит штраф от налогового органа.