Что нужно знать про двойной обгон ПДД в 2024 году

0

Из всех известных маневров первенство самого опасного на дороге уверенно удерживает обгон. Еще рискованнее двойной обгон и хотя такого понятия в ПДД нет, водителями он все-таки совершается.

А расчет на высокие скоростные характеристики автомобиля порой только усугубляет возможные последствия происшествий.

Основные моменты

Несмотря на высокую опасность, возникающую при обгоне, совершать его иногда приходится.

К примеру, для того, чтобы не создавать пробку на участке ДТП, где объехать пострадавшие в аварии машины можно только по полосам встречного движения (ПВД).

В таких случаях нужно всегда четко помнить, где обгон разрешен:

На двухполосных автотрассах С прерывистой разметкой
На двухполосных дорогах С комбинированной разметкой
На трехполосных дорогах С прерывистой разметкой
В зоне действия знаков Отменяющих запрещение поворота

Следует также помнить, что обгоном не считается маневр, совершенный без выезда на ПВД.

Что это такое

Чем же обгон очень опасен? Тем, что машина на какой-то период времени оказывается на встречной полосе.

Чем меньше отрезок времени и пути по ПВД – тем меньше риск, что лучше для водителя и его пассажиров. Водитель обгоняющей машины должен сделать все для сокращения времени пребывания в зоне риска.

До принятия решения о начале обгона водитель должен убедиться в том, что:

Автомобиль находится вне действующей зоны знака Запрещающего маневр на данном участке
Между полосами встречного движения Отсутствует сплошная (две сплошных) разделительная линия
Ни у одного из впереди или позади идущих автомобилей Не работает левый поворотник, предупреждающий о начале обгона
На встречной полосе Отсутствуют автомобили, уже совершающие обгон
Автомобили Движущиеся навстречу, находятся на большом расстоянии

Только при соблюдении всех вышеперечисленных условий следует принимать положительное решение о начале обгона.

После этого водитель обязан:

  1. Включить левый поворотник.
  2. Установить пониженную передачу.
  3. Повысить число оборотов двигателя до максимума.
  4. Выжать педаль газа до упора.
  5. Продолжая ускорение, выехать на ПВД с включенным указателем левым поворотником.
  6. Обогнав автомобиль, или (если возможно) несколько автомобилей, приготовиться к возвращению на свою полосу.
  7. Включить правый поворотник, начать перестраиваться на свою полосу на значительном и безопасном расстоянии от обгоняемого автомобиля.
  8. Выключить указатель поворота.
  9. Повысить передачу, продолжить движение.

Водителям автомобилей, не терпящим монотонной езды по правилам в пределах одной полосы, нужно всегда помнить о рекомендациях, выработанных специально для обгоняющих:

Скорость обгоняющей машины Должна на 15-20 км/час превышать скорость обгоняемой машины
Между обгоняющей и обгоняемой машинам Должно сохраняться расстояние, называемое интервалом, не меньше полутора метров
За городом, за несколько секунд до начала обгона Нужно посигналить, предупредив водителей обгоняемых ТС
Переключить кратковременно фары (с ближнего на дальний) В темное время суток, а при приближении к обгоняемой машине – наоборот, чтобы не слепить ее водителя в зеркалах

Несмотря на то, что опасный маневр обгона должен совершать только один участник дорожного движения, остальным водителям (обгоняемых машин) тоже следует придерживаться определенных правил:

Держаться правой части дороги Максимально близко к обочине
Включение сигнала правого указателя поворота или кратковременное включение дальнего света ночью Означает «намерения о предстоящем обгоне понял, пропускаю
Обнаружив помеху, которая обгоняющему не видна, предупредить о ней Включив левый поворотник, звуковым сигналом, кратковременным включением стоп-сигнала, а, в крайнем случае, переместить машину влево, создавая препятствие для обгона
В случае малейшего подозрения на возникновение аварии Надо перемещать машину в крайнее правое положение и снизить скорость, уступив место обгоняющему на полосе, или, наоборот, увеличить скорость, уступая ему место за собой

Участники нарушения

Для начала следует определиться, что при совершении такого маневра, как обгон, является нарушением.

Нарушениями считаются обгоны:

  • на перекрестках (регулируемом (РП) и нерегулируемом (НРП)), если дорога не главная;
  • на перекрестках с неравнозначными дорогами;
  • на пешеходных переходах, причем, вне зависимости от наличия на нем пешеходов;
  • непосредственно на ж/д переездах, а также за 100 метров до них;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах, тоннелях и под ними;
  • на участках трасс, имеющих плохую видимость, опасные повороты;
  • на вершинах подъемов;
  • по обочине справа;
  • на трассах при отсутствии знака, который обгон запрещает, при наличии сплошной или двойной разделительной полосы.

Во всех перечисленных случаях нарушителями являются лица, необдуманно инициировавшие и приступившие к совершению запрещенного, или разрешенного обгона с нарушениями.

Очень редко, но к числу нарушителей могут быть отнесены и водители обгоняемых ТС, которые не предприняли действий, обозначенных ст.11.3 ПДД РФ, если они препятствовали совершению обгона, что правилами запрещено.

Нормативная база

Понятие обгон, опережение, установка знаков, запрещающих указанные маневры и наказание за нарушение ПДД, в России регулируются в соответствии с нормативными документами:

Понятия обгона и опережения, условия их применения ст.11 ПДД РФ
Знаки, запрещающие обгон легковым и грузовым автомобилям, отменяющие запреты, а также порядок нанесения разметки Постановление Правительства РФ № 1090
За выезд на ПВД в нарушение ПДД наказание Обеспечивается согласно ст.12.15 КоАП РФ

Возникающие нюансы

Даже в случаях совершения обгона, благополучного для всех участников движения, инициатор маневра может быть привлечен к административной ответственности.

Это происходит, если водитель не заметил, что прерывистая линия разметки уже закончилась, а завершать обгон ему пришлось, пересекая сплошную линию.

Бывает, что водитель не рассчитал, что прерывистая разметка закончится и не сумел завершить маневр или дорога не расчищена ото льда или снега и разметки не видно вообще.

В этих случаях следует учитывать, что в соответствии с ГОСТом между прерывистой и сплошной разметкой должна наноситься так называемая информационная.

Такая разметка информирует о приближении к сплошной на протяженности не меньше 100 метров, а в городе не меньше 50 метров.

Но дорожные службы могут ошибаться. Это следует учесть, если, конечно, речь идет о самом серьезном наказании за нарушение правил.

Освободить от штрафа или лишения прав может лишь факт, подтверждающий вынужденность выезда машины на ПВД. Таких ситуаций на дорогах возникает немало.

Во избежание ДТП на ПВД выезжают вынужденно, если пьяный водитель выезжает со второстепенной дороги на главную, никому не уступая.

Беспристрастным и непредвзятым свидетелем здесь может выступить видеорегистратор, который, к сожалению, не способен определять промилле алкоголя в крови.

Выручит авторегистратор, если занесены дороги или знаки залеплены мокрым снегом.

Он же подтвердит, что обгон водителем начат своевременно, по правилам, когда идущие впереди транспортные средства о намерениях начала обгона никак не сигнализировали.

Кстати, во время снегопада, тумана, дождя оценить расстояние до встречного автомобиля и его скорость весьма непросто, а иногда просто невозможно.

Тогда не стоит рисковать совсем, поскольку даже регистратор не сможет помочь – качество видеосъемки в такую непогоду будет оставлять желать лучшего.

Чем он отличается от опережения

Ранее действующие ПДД понятие «обгон» трактовали, как маневр по опережению одного (нескольких транспортных единиц), когда автомобиль выезжает из полосы, по которой движется.

С ноября 2010 года в ПДД внесены поправки, изменившие определение обгона. Теперь то, что раньше называли обгоном, называется опережением.

Опережать – значит, двигаться со скоростью, большей, чем у остальных участников движения, не применяя перестроения на ПВД.

А обгоном нынче называется опережение, совершаемое путем выезда на ПВД и возвращением на прежде занимаемую полосу.

Видео: обгон, опережение, встречный разъезд

Очевидно, что опережения по сравнению с обгонами, менее опасны. Опережающая машина может двигаться со скоростью, превышающей скорость общего автопотока, но необходимости выезжать на ПВД нет.

После опережения, совершаемого в городе, автомобиль может продолжить движение по той же полосе или вернуться на прежнюю.

На многополосной трассе за городом после опережения машина должна вернуться на правую полосу.

Когда он запрещен правилами

Запретов для совершения обгона предостаточно, все они определены действующими ПДД РФ.

Итак, обгон запрещен:

  1. В соответствии с установленным знаком, запрещающим обгон (ЗЗО), линией разметки.
  2. На РП, НРП, если обгон совершается по дороге второстепенного значения.
  3. На пешеходных переходах.
  4. За 100 метров до ж/д переезда и на самом переезде.
  5. В тоннелях, на эстакадах, мостах, путепроводах и под ними.
  6. На участках с ограниченной видимостью, особенно, в конце подъемов, на опасных поворотах.
  7. Водитель одного из идущих впереди или идущих позади автомобилей включил указатели левого поворота.
  8. Одна из машин уже начала обгонять или объезжать препятствие.
  9. Когда по расчетам водителя возвратить машину на ранее занимаемую полосу, не создавая помех и опасности для обгоняемого автомобиля, он не сможет.

Знаки о невозможности обгона

Нарушением считается обгон, совершенный во время движения после установленных на дороге знаков (3.20 и 3.21). Он выглядит, как круг с белым фоном и красной каймой по периметру.

Фото: знак 3.20

В середине знака – обозначение двух автомобилей, один из которых, слева – красный, как раз означающий, что обгон запрещен.

Действие знаков – до следующих перекрестков, а в их отсутствие – до границ населенного пункта.

Оно не прерывается в местах выезда, пересечения, примыкания второстепенных дорог, перед которыми нет соответствующих знаков. Но знаки действуют не для всех случаев.

Фото знак 3.20

Они позволяют обгонять ТС, являющиеся тихоходными, повозки гужевые, мопеды, велосипеды и двухколесные мотоциклы без боковых прицепов.

Штраф за двойной обгон по ПДД в 2024 году

Понятие двойного обгона в ПДД отсутствует, однако это не избавляет нарушителя от ответственности.

Двойным обгоном принято считать совершение обгона в ситуации, когда один из автомобилей в потоке уже начал его совершать или просто указал на начало совершения маневра.

Вне зависимости от вида обгона (одиночный он или двойной), его совершение с нарушением ПДД подлежит административной ответственности.

Штраф составляет 5 тыс. руб. Также может быть применено наказание в виде лишения водительских прав на срок от 4 месяцев до полугода.

За повторное совершение запрещенного обгона водитель может лишиться удостоверения на год, а если правонарушение зафиксировано спецсредствами фото- или видеофиксации – нарушитель обязан уплатить штраф в размере 5 тыс. руб.

Совершать обгоны приходится большинству водителей, однако в одних случаях это деяние наказуемо, а в других нет.

Значит, совершать обгон следует правильно, в соответствии с указаниями ПДД, знаками, и соответствующей линии разметки дорожного полотна.

При двойном обгоне наказание может быть максимальным, с учетом всех совершенных нарушений.


Обсудить