Категорирование транспортных средств для перевозки пассажиров в России в 2024 году

0

Транспортные средства отличны по своему предназначению. И именно назначение ТС нередко учитывают как основную характеристику.

Как в 2024 году в России происходит категорирование транспорта, перевозящего людей? Транспортные средства делятся на несколько категорий по различным параметрам.

А когда речь идет о пассажирском транспорте, то от присвоенной категории зависит использование ТС. Как в 2024 году осуществляется категорирование транспорта для перевозок пассажиров?

Важные моменты

Занятие пассажирскими перевозками невозможно без категорирования транспорта. Лишь после включения ТС в реестр категорированного транспорта разрешается оформить лицензию на занятие деятельностью по пассажирским перевозкам.

Оформление данной лицензии требует обязательного предоставления в уполномоченные инстанции уведомления от Росавтодора о присвоении категории и последующем включении в реестр «Категорирование транспортных средств для перевозки пассажиров».

Проводит категорирование транспортных средств для перевозки пассажиров Росавтодор.

Для присвоения определенной категории надлежит обратиться в Федеральное дорожное агентство (иначе Росавтодор) и представить нужную информацию по транспортному средству.

На официальном сайте агентства присутствует форма для отображения необходимых данных. В ней указываются сведения о транспорте.

Дополнительно к форме прилагают заверенные копии документов и прочие необходимые бумаги.

Но хотя с первого взгляда процедура выглядит довольно простой, она сопряжена с некоторыми нюансами и узнать о них желательно заранее.

Что это такое

Категорирование пассажирских транспортных средств – это процесс подачи документации в уполномоченную организацию с целью присвоения обусловленного класса определенным видам транспорта, осуществляющим перевозку пассажиров.

Результатом становится выдача документа, удостоверяющего категорию. На основе данной процедуры транспорт можно использовать для пассажирских перевозок на законных основаниях.

На 2020 год транспорту могут присваивать категории от первой до четвертой. Такая классификация свидетельствует об уровне опасности применения предопределенного транспорта.

Согласно функционирующему законодательству реализовать категорирование транспорта вправе исключительно назначенный федеральный орган.

После завершения процедуры ТС включается в соответствующий перечень и его классификация может быть проверена в любое время.

С какой целью проводится

Первостепенная задача транспортного категорирования – это обеспечение транспортной безопасности. Данный процесс позволяет снизить количество аварийных ситуаций.

В частности посредством категорирования достигаются такие цели:

  • понижение транспортной опасности;
  • систематизация инфраструктуры;
  • фиксация транспорта, применяемого для перевозки пассажиров;
  • упорядочивание транспортных организаций, занимающихся перевозкой людей;
  • уменьшение возможности наступления ДТП.

В соответствии с правовыми нормами при категорировании проводится анализ потенциальной опасности конкретного ТС.

Исходя из всевозможных критериев, ему присваивается подобающая категория по транспортной опасности. Это дозволяет понизить вероятность допущения ДТП.

Дополнительная задача, решаемая через категорирование ТС – это статистика.

Ведение специализированного реестра помогает заранее просчитать вероятность аварийных ситуаций на дорогах и возможный ущерб при подобных происшествиях.

Однако нужно учитывать, что процедура категорирования отличается для различных видов транспорта – автомобильного, городского, железнодорожного и т. д.

Отдельные виды транспорта могут проходить сразу по двум категориям. В подобной ситуации требуется проводить категорирование несколько раз.

Законодательная база

Один из основополагающих нормативов, касающихся присвоения транспортным средствам определенной категории, является ФЗ № 16 от 9.02.2007 «О транспортной безопасности».

Непосредственно понятие процедуры категорирования определяет ФЗ № 196 от 10.12.1995 (в редакции от 26.07.2017).

В соответствии с положениями этих правовых актов осуществляется подача документов на определение и присвоение категории транспорту.

В автотранспортной сфере категорирование позволяет заранее выявлять опасности и риски, возникающие при перевозке пассажиров.

Полномочия по осуществлению данной процедуры отданы Федеральному дорожному агентству. Итог процедуры – это включение ТС в специальный реестр.

Требования по организации пассажирских перевозок изложены в ФЗ № 220 от 13.07.2015. Если транспорт не соответствует данным нормам, то он не может быть допущен к выполнению пассажирских рейсов.

Особенности процедуры

Одна из основных особенностей категорирования транспортных средств заключается в заполнении документов по строго определенной форме с учетом требований Федерального дорожного агентства.

При этом существует два варианта предоставления необходимой документации:

В бумажном варианте Документы нужно отправлять заказным письмом на адрес 129085, г. Москва, ул. Бочкова, д. 4
В электронном виде (флеш-накопители, CD и т. п.) В этом случае бумаги направляются на электронный адрес Росавтодора – utb@fad.ru

Необходимые подробности можно уточнить по справочным телефонам агентства — 495 687-88-23 или 50261, 50268, 50188.

Отдельного внимания при категорировании заслуживает тип владения. Предполагается два варианта владения транспортом:

По праву собственности В таком случае к пакету документов обязательно прилагаются заверенные копии документов, подтверждающих право собственности
По праву аренды В данной ситуации, соответственно, прилагаются документы об аренде

Также категорирование транспорта учитывает функциональную принадлежность:

  • транспорт для перевозки людей;
  • городской электротранспорт для перевозки пассажиров и грузов;
  • транспорт для перевозки особых грузов, требующих специального разрешения.

В результате категорирования выдаются следующие документы:

  • решение с результатом процедуры – уведомление о присвоении определенной категории;
  • подтверждение о внесении ТС в реестр;
  • решение об изменении категории, присвоенной ранее.

В отдельных случаях может выдаваться решение о не предоставлении решения по категории опасности. Срок действия уже выданного документа зависит от времени эксплуатации транспорта.

На проверку представленной документации и присвоение категории транспорту отводится 20 дней с момента обращения.

Прием заявления и документации, при условии отсутствия ошибок, осуществляется в течение одного дня.

Ошибочные результаты процедуры, если таковые обнаружены, можно оспорить в Росавтодоре в течение трех дней с момента выдачи итогового решения. Кроме прочего, нужно знать, что далеко не весь транспорт подлежит категорированию.

Какие ТС выделяются

Процедура категорирования проводится лишь для определенных групп транспорта. Перечень определен на законодательном уровне и в него включены:

  • автобусы;
  • автомобильный транспорт;
  • наземный электрический транспорт;
  • железнодорожный транспорт.

Но надлежит знать, что для каждого отдельного вида транспорта предусмотрены специальные формы документов. При этом обязательно учитывается тип ТС.

Обязанность по категорированию пассажирского транспорта действительна для всех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, занимающихся перевозкой пассажиров.

Какие не подлежат процедуре

Существует перечень транспортных средств, которые не подлежат категорированию. Виды таких ТС также установлены на законодательном уровне.

Так не подлежат категорированию следующие виды ТС:

Автомобильные прицепы и полуприцепы Которые используются для перевозки опасных грузов
Транспортные средства автомобильного транспорта категории М1 Которые применяют для перевозки пассажиров по заказу
Транспортные средства автомобильного транспорта Используемые для перевозок по заказу с целью оказания ритуальных услуг
Транспортные средства категории М2 и М3 Применяемые для перевозки учащихся на безвозмездной основе от места проживания к месту обучения и обратно

Однако стоит учитывать, что транспортное законодательство постоянно меняется, в него вносятся различные коррективы и изменения.

Потому список не подлежащих категорированию ТС периодически пополняется. При необходимости проведения процедуры следует уточнить, как складывается ситуация на текущий момент.

Несоблюдение действующих норм может привести к нарушениям и, как следствие, к проблемам с контролирующими органами.

Неоднократное нарушение может стать основанием для запрета на ведение определенных видов деятельности.

Необходимый список документов

Инициатором процедуры по категорированию транспортных средств могут выступать непосредственные владельцы транспорта либо арендатор ТС.

В последнем случае процедура осуществляется по стандартному порядку, но потребуется официально подтвердить законность арендных отношений.

Документы для обращения следует подготовить заранее. Потребуется собрать такие бумаги:

  • документ, идентифицирующий перевозчика – юрлицо или ИП;
  • паспорт технического средства;
  • свидетельство о регистрации ТС;
  • бумаги, подтверждающие сведения о балансовой стоимости;
  • документы, удостоверяющие вместимость пассажиров, класс опасности ТС;
  • документы, указывающие на основание владения транспортом – право собственности или аренда.

Все бумаги подаются в виде копий при личном обращении. Оригиналы предъявляются для сверки и возвращаются заявителю.

В случае отправки документации заказным письмом потребуется нотариально заверить ксерокопии. К перечисленным документам прилагается:

Форма представления сведений для проведения категорирования ТС (автобус) автомобильного транспорта Образец
Сопроводительное письмо по ТС Образец

В некоторых ситуациях могут потребоваться дополнительные бумаги. Например, это касается электрического транспорта.

До подачи документов желательно уточнить подробный перечень нужных бумаг, обратившись к специалисту или непосредственно в Росавтодор.

Отсутствие хотя бы одного необходимого документа станет основанием отказа в поведении категорирования.

Важно! В 2020 году проводить категорирование вправе только государственные учреждения, а именно отделения Росавтодора. Потому предложения любых сторонних организаций – это не более чем услуги посредников.

Видео: порядок категорирования ТС (Росавтодор)

Соответственно, цена при обращении в такие фирмы будет складываться из непосредственной стоимости категорирования и платы за посредничество.

Какую цену нужно будет заплатить

Закон не предусматривает какой-то пошлины за проведение категорирования транспорта. Данная услуга предоставляется бесплатно в рамках обеспечения транспортной безопасности.

Если субъект решит подать необходимые документы через портал Госуслуг, то свершение оплаты не потребуется.

Однако с определенными затратами все же придется столкнуться. В частности при необходимости заверения документов потребуется оплатить услуги нотариуса.

В общей сумме подготовка нужного пакета документов обойдется в сумму, не превышающую 2 000 рублей.

В случае обращения к посреднической фирме стоимость устанавливается индивидуально. К тому же потребуется оформление доверенности на представление интересов заявителя третьим лицом.

Потому предпочтительнее действовать самостоятельно. При необходимости можно проконсультироваться со специалистом.

Получение уведомления о категорировании пассажирского транспорта является необходимым для оформления разрешения или лицензии на ведение деятельности по перевозке.

Также подтверждение категории потребуется для уведомления органов Ространснадзора о ведении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров транспортом более 8 человек.

При отсутствии или уклонении от процедуры категорирования ТС закон предполагает серьезную ответственность по ст.11.15.1 КоАП РФ.

Это взыскание штрафа за первоначальное нарушение в сумме от 20 000 до 100 000 рублей.

При повторном нарушении максимальный размер штрафа достигает 500 000 рублей, дополнительно нарушитель может быть наказан конфискацией ТС или административным арестом до 90 суток с приостановлением деятельности.


Обсудить