Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОКСО РФ в 2024 году

0

Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОКСО РФ в 2024 году регулируется российским законодательством. Именно на него нужно ссылаться во время изучения ОКСО.

Общая российская классификационная система специальностей по образованию (ОКСО) является составляющей частью Единого классифицирования и кодировки РФ.

Он был разработан на основании Постановления Правительства России № 121 “О мерах по реализации Государственной переходной программы России на принятую учетную и стратегическую систему по запросам становления экономического хозяйствования на рынке в практической деятельности иных народов” с изменениями, произошедших в высших и средних системах образования.

ОКСО базируется на Федеральном законе “Об образовательной деятельности” и иных нормативно-правовых документах Государственного Комитета России.

Общие аспекты

Рассматриваемый вопрос весьма сложный, из-за чего изначально рекомендуется ознакомиться с базовым понятиями и российским законодательством.

Благодаря этому можно исключить вероятность допущения различного рода неточностей.

Что это такое

ОКСО – сокращенное название Общей классификационной системы образования на территории России.

Она была разработана с целью предоставления гарантий обмена информации между муниципальными органами в сфере образовательного дела.

ОКСО в первую очередь призвана регулировать ключевые вопросы в области подготовки профессионалов в различной сфере деятельности.

Иными словами, ОКСО предусматривает потребности рынка в различных сферах деятельности, что может привести в конечном итоге к уменьшению показателей безработицы.

Среди иных вопросов ОКСО выделяют такие, как:

  • регулировка лицензии в образовательной сфере;
  • обзор статических сведений;
  • подсчет и обработка материалов;
  • регулировка показателей баланса уровня профессиональной подготовки специалистов, согласно принятым интернациональным эталонам.

ОКСО включает в себя:

  • высшее;
  • среднее профессиональное образование.

Сама классификационная система основывается на Постановлении “О воспитании” и а иных нормативно-правовых актах.

Каково его назначение

ОКСО сформирован с целью регламентирования исполненных на территории России специальностей в сфере образования и используется во время деятельности и обмена сведениями во всех без исключения управленческих системах РФ, причем охватывая:

  • национальную систему;
  • не национальную систему образования.

В частности используется с целью решения таких немаловажных вопросов, как:

  • урегулирование приема и выпуска квалифицированных специалистов;
  • статического учетного дела по вопросу приема, выпуска и дальнейшего официального трудоустройства специалистов;
  • сопоставимости статистики в сфере образования на территории России и в иных странах.

Объектами рассматриваемой классификации принято считать:

  • структуру профессий;
  • сферу научной работы — наука;
  • специализацию.

Группа профессиональной деятельности считается совокупностью специальностей, которые напрямую относятся к какой-нибудь сфере, отображенной в названии группы 0 согласно Росстандарту.

Нормативная база

Основными нормативно-правовыми документами являются:

  1. Федеральный закон “Об образовании на территории РФ”;
  2. Постановление Правительства РФ “О воспитании”.

В указанных нормативных документах отображаются все ключевые сведения по вопросу ОКСО. Рекомендуется ознакомиться с ними для минимизации рисков возникновения различного недопонимания.

Что называется общероссийским классификатором специальностей по образованию ОКСО

Согласно российскому законодательству объектами ОКСО принято считать профессии высшего и среднего образования.

Одновременно с этим под профессией подразумевается:

  • способность;
  • уровень знаний;
  • умения.

Подобные навыки и умения обретаются в образовательных учреждениях.

Структура кода

ОКСО подразумевает под собой сборник кодовых отображений и разработан с целью систематизации.

Он содержит в себе структурное описание предмета, в частности:

  • блок наименования;
  • каналы идентификации;
  • каналы классификационных признаков.

Необходимо отметить, что в ОКСО канал идентификации базируется с использованием иерархического варианта систематизации, причем с поддержкой поочередного метода кодировки.

Предусмотрено несколько уровней иерархической систематизации:

  • специальность;
  • сфера подготовки;
  • углубленные категории направлений.

В структуру кодовых отображений входит 6 цифр. Они обладают последовательностью в форме хххххх, в которой:

Первое и второе значение Отображают углубленные группы направлений и профессиональной подготовки
Третье и четвертое значение Отображают тенденции подготовки
Пятое и шестое значение Отображаю специальность

В разработанном ОКСО канал наименования включает в себя:

  • наименование обретаемой профессии;
  • направление сферы подготовки;
  • наименование организации и самой специальности.

Кодовое отображение в форме 0101 00 1 отображает:

01 Содержит в себе наименование специальности/профессии из области научно-природной направленности
0101 Отображает наименование профессии из области гидрологии
0101 00 1 Отображает наличие среднего образования. Иными словами уровень профессиональной подготовки

Пример кодирования предметов систематизации:

  1. Специальности из категории высшего образования.
  2. Высшее образование.

Кодовое значение 0217 01 3 отображает:

02 Отображает перечень профессий/специальностей из гуманитарной либо же социальной сферы деятельности
0217 Отображает специальность из филологического направления
0217 01 Отображает наличие имеющейся специальности в категории русский язык
0217 01 3 Отображает имеющийся уровень подготовки при обучении в высшем учебном заведении

Рассмотрим пример систематизации с целью подраздела:

  1. Тенденция подготовки в высшем образовательном учреждении.
  2. Высшее образование.

Кодовое значение 5101 00 2 отображает:

51 Отображает сферу знаний в области природных наук и математики
5101 Отображает процедуру подготовки по математики
5101 00 2 Отображает процедуру и уровень подготовки в вопросе образования

Как видно каждый код несет под собой различные сведения.

Среднее профессиональное образование

Средним образованием принято считать уровень знаний, которое обретается в период образовательного процесса в:

  • колледжах;
  • техникумах.

Данная разновидность образовательного процесса направлена на получение практических навыков трудовых специальностей.

Для некоторых профессий получение среднего образования считается высшим уровнем обучения.

К ним принято относить:

  • цирковых артистов;
  • артистов балета;
  • иных художественных профессий;
  • работа в области машиностроения.

Обучение осуществляется на базе 9 и 11 классов, а продолжительность напрямую зависит от самой специальности.

В некоторых ситуациях такой вид образования считается предпочтительным:

  • требования к потенциальным студентам лояльнее, нежели в ВУЗах;
  • большое число бюджетных мест;
  • среднее образование включает в себя огромный объем практики.

Из дополнительных особенностей выделяют возможность одновременно получить несколько специальностей.

Высшее профессиональное образование

ВПО (высшее профессиональное образование) – наивысший образовательный уровень, который направлен на подготовку руководящих специалистов в любой области деятельности.

Обучение осуществляется на базе законченного 11 класса либо же после получения диплома о среднем образовании.

Во время образовательного процесса студенты получают все необходимые теоретические знания.

Современная образовательная система подразумевает под собой присвоение выпускникам ученых степеней:

  • бакалавра;
  • либо магистра.

Уровень подготовки квалифицированных специалистов остался на уровне специалитета. К ним в большинстве случаев относят:

  • врачей и фармацевтов, в том числе сотрудников химической отрасли;
  • сотрудников таможенного направления;
  • специалистов приборостроения;
  • специалисты современной компьютерной техники (управление автоматизированными станками, программирование и так далее).

Период образовательного процесса составляет 5 лет.

Одновременно с этим необходимо обращать внимание на то, что образовательная программа в высших учебных заведениях осуществляется в нескольких вариациях, а именно:

Дневная форма обучения Классический вариант получения образования. При такой варианте обучения между преподавателями и студентами получение знаний осуществляется при непосредственном контакте, что автоматически влечет за собой углубленное изучение всего разработанного материала. Данная разновидность обучения не подразумевает под собой возможности параллельно вести официальную занятость
Заочная форма обучения Данный вариант отлично содержит в себе положительные аспекты дневного образования и самостоятельной работы в этом направлении. В большинстве случаев такую форму предпочитают трудоустроенные граждане, которые заинтересованы в повышении своей имеющейся квалификации, поскольку обучение не несет под собой необходимости отрыва от работы. Из недостатков заочной формы принято выделять необходимость самостоятельного изучения и освоение огромного объема материала за небольшое время. Помимо этого не стоит забывать о продолжительности обучения, которое в сравнении с дневной формы повышается в среднем на 1 год
Дистанционная форма обучения (самостоятельное получение всех необходимых навыков и знаний). Подразумевает под собой образовательный процесс с помощью персонального компьютера. Как и любая иная разновидность обучения, эта обладает также своими достоинствами и недостатками

Среди основных преимуществ дистанционного образования принято считать:

  • доступная стоимость образования;
  • возможность получения необходимые навыки и умения в любое удобное для студента время, причем, не отрываясь от своей деятельности.

Из недостатков принято выделят:

  • недостаток практических навыков;
  • низкий уровень развития коммуникабельности;
  • необходимость в наличии высокого уровня мотивации для самостоятельного освоения образовательного материала.

Как видно, каждая форма обучения несет под собой как достоинства, так и недостатки.

Напоследок можно сказать — в зависимости от уровня полученного образования предусматривается и сам код из ОКСО.

Иными словами, его значение позволяет идентифицировать уровень полученного образования отдельным взятым гражданином России.


Обсудить