Российское законодательство содержит много разных формулировок транспортных происшествий на дороге. Они несколько отличны в разных указах и законах.
Но смысл их в целом одинаков. Как в 2024 году определяется факт ДТП? Факт любого ДТП предполагает участие в нем транспортного средства. Но это не единственное условие.
Существует ряд иных обстоятельств, наличие каковых позволяет признать ДТП. Перечень их определен законодательно. Каково в 2024 году определение ДТП?
Важные моменты
Под ДТП понимается событие, произошедшее на дороге в процессе движения транспорта при его непосредственном участии.
Причем имеет место получение повреждений транспортом, зданиями, грузами или иными материальными ценностями либо нанесение вреда здоровью или жизни людей.
Говоря о ДТП, стоит обратиться и к понятию «участников ДТП». В законе определение данного термина отсутствует, но понять его можно исходя из логического толкования.
Формулировка примерно такая:
«Участник ДТП — субъект, какой в результате своего действия/бездействия принял участие в ДТП».
То есть помимо водителей участвовать в ДТП могут пешеходы, велосипедисты, а иногда и животные. Еще можно разделить участников ДТП на «виновных» и «потерпевших», поскольку событие происходит по чьей-то вине.
И если с виновником все более-менее ясно, им становится водитель, по чьей вине произошло ДТП, то с потерпевшими несколько сложнее.
В первую очередь потерпевшей стороной признается водитель другого ТС, участвовавшего в ДТП. Но также пострадать от аварии могут пассажиры, как «виновного», так и «потерпевшего» авто или пешеходы.
Что это такое
Понятие «дорожно-транспортного происшествия» приводится в п.1.2 ПДД, ратифицированных Правительством Российской Федерации в Постановлении Совета Министров №1090 от 23.10.1993.
Здесь оное описано как событие, свершившееся в процессе передвижения ТС по дороге и с его участием, при каком ранены или погибли люди или же нанесен ущерб материальным ценностям.
Руководствуясь приведенным понятием можно определить основные признаки ДТП:
- Возникает ДТП только при движении ТС по дороге.
- В ДТП неизменно участие транспорта.
- В итоге происшествия нанесен материальный урон и/или имеются пострадавшие.
Определение ДТП приводится и в ст.2 ФЗ №196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения». Здесь описание практически аналогично.
Тождественное определение присутствует и в «Правилах учета и анализа ДТП на автомобильных дорогах РФ», принятых руководителем Федеральной дорожной службы РФ 29.05.1998.
В частности, термин ДТП раскрывается в приложении №3 к данному документу. Стоит коснуться и ключевых моментов, какие позволяют определить ДТП, а именно:
Дорога | По п.1.2 ПДД дорогой именуется обустроенная для движения транспорта полоса земли или поверхность специального сооружения. То есть событие, произошедшее вне дорожной территории, не может квалифицироваться как ДТП |
Транспортное средство | ТВ качестве оного принимается устройство, используемое для перевозки по дорогам грузов, людей и установленного оборудования. Очевидно, что понятие транспорта охватывает весьма широкий круг механизмов, как общего назначения, так и специализированного |
Материальный ущерб | Под таковым принимается повреждение или утрата имущества вследствие ДТП. Определение материального ущерба следует из ч.2 ст.15 ГК РФ |
Значение имеет и количество участников происшествия. Если принимать во внимание дословное толкование ДТП, приведенное в различных нормативах, то в событии должно участвовать не менее двух субъектов.
Но в отдельных случаях возможно ДТП с участием только одного транспортного средства, если имел место ущерб имуществу или причинение вреда людям.
Основные причины
К основным факторам риска возникновения ДТП относятся такие обстоятельства как:
- алкогольное или наркотическое опьянение;
- превышение подобающей скорости движения;
- игнорирование ремней безопасности;
- эксплуатация неисправного ТС;
- усталость водителя;
- неблагоприятная погода;
- плохое качество дорожного полотна;
- отвлекающие водителя факторы (курение, разговоры по телефону, еда за рулем, разговоры с пассажирами и т.д.) и прочее.
Классификация видов
В п.3 приложения №3 к Правилам учета и анализа ДТП перечислены возможные виды происшествий.
Классификация такова:
Столкновение | Предполагается, что движущиеся ТС столкнулись меж собой |
Опрокидывание | Эпизод, при каком движущийся транспорт повалился на сторону |
Наезд на стоящее ТС | Ситуация, когда движущийся транспорт наехал на стоящее ТС |
Наезд на препятствие | Происшествие, в каком движущееся ТС врезалось в неподвижный объект |
Наезд на пешехода или велосипедиста | Происшествие, при каком произошел наезд на указанных субъектов или они сами столкнулись с транспортом |
Наезд на гужевой транспорт | Ситуация с наездом ТС на повозки, транспортируемые животными |
Падение пассажира | Происшествие, при каком пассажир падает с движущегося ТС или внутри него за счет резкой смены скорости или траектории движения |
Иные виды ДТП | Сюда причисляют ситуации, какие не могут быть отнесены к перечисленным видам, но по своей сути являются происшествиями с участием движущихся ТС. В эту же категорию входя так называемые бесконтактные ДТП, когда по вине водителя из-за нарушения им ПДД причинен вред третьим лицам без наличия физического контакта |
Действия при дорожно-транспортных происшествиях
Порядок действий участников ДТП строго регламентирован в п.2.5 ПДД. А именно действия водителя должны быть следующими:
Остановить транспортное средство, даже при незначительном столкновении | Уезжать с места аварии нельзя, за исключением случаев, когда водители договорились меж собой, составили схему происшествия и отправились на пост ДПС для оформления |
Включить аварийную сигнализацию | — |
Выставить знак аварийной остановки | Впереди и сзади автомобиля |
Оказать первую помощь пострадавшим | При этом можно вызвать скорую помощь по телефону, оказать нужную помощь самостоятельно, отправить пострадавшего в больницу на попутном ТС, доставить пострадавших самостоятельно на своем авто и вернуться на место аварии |
Освободить проезжую часть | Если это необходимо для обеспечения движения, но прежде зафиксировать положения всех значимых предметов и участвующих ТС |
Вызвать ГИБДД | И дождаться приезда сотрудников |
Важно до приезда дорожного инспектора осуществить поиск и привлечение очевидцев, при наличии таковых. Если свидетели не могут ждать ДПС, то нужно записать их контактные данные.
Обязанности водителя в такой ситуации (должностных лиц)
В случае ДТП от водителей требуется строгое соблюдение утвержденного порядка действий.
После того как обеспечена сохранность положения ТС, выставлены аварийные знаки, оказана первая помощь пострадавшими, привлечены свидетели, остается только ждать.
Следует дождаться приезда сотрудников ГИБДД и совместно с ними оформить протокол.
Ни в коем случае не нужно выяснять отношения с другим водителем, выяснять степень вины и прочее. Это прерогатива уполномоченных органов.
После приезда ГИБДД следует написать письменную объяснительную, изложив ситуацию. Далее должностные лица оформляют нужные документы.
Водителю желательно получить копии всех составленных документов, они могут понадобиться в будущем.
Что касается сотрудников ГИБДД, то они должны исполнить следующие действия:
Зафиксировать данные | Участников ДТП, место, время, обстоятельства и вид происшествия, сведения о пострадавших, данные о причастных ТС и т.д. |
Определить число пострадавших и зафиксировать данные о них | Оценить степень тяжести травматизма людей и обеспечить оказание помощи |
Проконтролировать установку | Аварийных сигналов |
Обеспечить сохранность | Вещественных доказательств |
Установить всех причастных к ДТП | Водителей и иных лиц |
Выявить свидетелей происшествия | — |
При необходимости организовать движение транспорта | В объезд или составить схему аварии и освободить проезжую часть |
Выяснить приметы скрывшегося ТС | Если факт сокрытия имеет место |
Оформить необходимые документы | — |
Документальное оформление
На месте ДТП сотрудниками ГИБДД составляются следующие документы:
Протокол осмотра места происшествия | Вводная его часть содержит сведения о факторах аварии, месте и времени, погодных условиях, состоянии дороги, водителях, иных участниках, участвующих ТС, свидетелях. Описательная часть указывает на повреждения ТС и причиненный ущерб, состояние проезжей части, координаты аварии. Заключительная часть включает в себя информацию о квалификации действий виновных лиц |
Схема ДТП | Составляется с максимально точным измерением. Указывается положение автомобилей, места ударов, тормозной путь и прочие важные детали обстановки |
Протокол осмотра и проверки ТС | Фиксирует все видимые повреждения и неисправности |
Акт медицинского освидетельствования участников ДТП | Может составляться на месте или в лечебном учреждении в присутствии двух свидетелей |
Объяснения | От участников ДТП и свидетелей |
Справка о ДТП | — |
Виновнику аварии выдается копия протокола под расписку в получении обязательно, потерпевшей стороне копия протокола выдается по просьбе.
Все участники получают справку о ДТП, с которой можно обращаться за компенсацией в страховые компании.
Все документы составляются в присутствии водителей и при их непосредственном участии. Водители вправе делать замечания и требовать занесения важных с их точки зрения данных.
Для того чтобы впоследствии получить страховку, водитель обязан заполнить бланк извещения о ДТП и передать его в страховую компанию в пятидневный срок после аварии.
Составление справки
Форма справки о ДТП утверждена Приказом МВД №154 от 1.04.2011. Оформляет ее сотрудник ГИБДД на месте происшествия и предоставляет заинтересованным лицам сразу после заполнения.
Если немедленная выдача справки невозможна, то выдается она в течение суток после заполнения в ГИБДД.
Справка о ДТП составляется на утвержденном бланке с обязательным наличием штампа ГИБДД.
В ней содержатся такие данные:
- место, время, обстоятельства происшествия;
- навигационные координаты ДТП (ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS);
- количество участников и их данные (включая реквизиты водительского удостоверения и полиса ОСАГО);
- данные об участвовавших ТС (марка, регистрационный номер, информация о собственниках);
- сведения о медосвидетельствовании участников ДТП;
- информация о наличии/отсутствии состава административного/уголовного преступления;
- описание повреждений ТС.
Подписывает справку оставившее лицо, с указанием должности, звания и фамилии.
При наличии пострадавших к справке составляется приложение с отображением информации о данных пострадавших, их категории и характере повреждений.
Справка о ДТП необходима для обращения за компенсацией по ОСАГО.
Без справки получить страховку можно лишь в случае заполнения извещения о ДТП и соблюдении определенных условий:
- участие в происшествии двух участников с полисами ОСАГО;
- отсутствие пострадавших;
- отсутствие разногласий меж участниками ДТП.
Акт служебного расследования
Если ДТП произошло при участии подведомственного транспорта, то проводится служебное расследование руководителем предприятия, какому принадлежат ТС.
Как быть, если уехал с места ДТП, читайте здесь.
Целью такого расследования становится выявление нарушения учрежденных норм и правил и разработка мероприятий, препятствующих аварийности.
Сразу после получения сообщения о ДТП руководитель соответствующей организации выезжает на место аварии и проводит служебное расследование, взаимодействуя с органами следствия и дознания.
При служебном расследовании ДТП устанавливается:
- обстоятельства происшествия;
- последствия аварии;
- нарушения, повлекшие происшествие;
- виновные лица;
- технические недостатки в работе ТС;
- ответственные должностные лица.
При проведении служебного расследования надлежит:
- оценить действия водителя, условия движения и дорожные условия и их влияние на возникновение происшествия;
- характер и степень повреждений ТС и перевозимого груза;
- получить письменные объяснения ответственных работников предприятия;
- оказать содействие органам следствия и дознания;
- повести совместную работу с техническими инспекторами по труду.
Результат служебного расследования оформляется актом в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минтранса РФ №49 от 26.04.1990.
В документе указывается:
- дата, время и точное место происшествия;
- тип, марка, модель, номер ТС;
- техническое состояние ТС до происшествия;
- данные водителя, управлявшего транспортом;
- состояние водителя (на основании врачебного заключения);
- время происшествия относительно рабочего времени водителя;
- цель поездки и вид перевозок;
- использовано ли ТС по назначению и нет ли отклонений от маршрута;
- вид ДТП;
- условия видимости. Освещенность и дорожные условия;
- характер и вид груза;
- фактическая загрузка;
- количество пострадавших;
- общий материальный ущерб;
- наличие причинной связи меж ДТП и нарушением требований к безопасности движения на предприятии.
К акту прилагается:
- протокол осмотра места ДТП и ТС;
- схема ДТП, объяснения должностных лиц;
- приказы организации, касательно мероприятий по предупреждению ДТП.
Журнал учета
Все ДТП, связанные с движением транспорта конкретного предприятия должны учитываться, независимо от последствий и причин.
Для этого применяется журнал учета ДТП. Отображенная в нем информация периодически сверяется с данными органами МВД РФ. Бланк журнала можно скачать здесь.
Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется инженером по безопасности движения либо работником, уполномоченным на то приказом руководителя.
Записи в журнал вносятся не позднее двух дней после происшествия. По итогам расследования дела записи могут корректироваться.
Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью. Любое юрлицо, являющееся владельцем транспорта, обязано вести журнал учета нарушения ПДД водителями.
Посредством анализа данных журнала и актов служебных расследований выявляются причины ДТП и разрабатываются мероприятия, направленные на предотвращение подобных происшествий на предприятии.
Какая применяется методика расследования
При расследовании ДТП все обстоятельства, подлежащие установлению, можно поделить на три группы:
Касающиеся дорожной обстановки | Измерение расстояния, пройденного участниками, их взаимное расположение, состояние дороги, видимость и прочее |
Касающиеся движения транспорта и действий водителя | Физическое состояние водителя, скорость движения ТС и его техническое состояние, возможность своевременного осознания опасности и т.д. |
Касающиеся поведения потерпевшего | Направление его в отношении ТС, скорость движения и иные важные нюансы |
Расследование заключает в себе несколько этапов:
Сбор информации о ДТП | И анализ необходимых организационных мер |
Проведение следственных неотложных действий | Составление схемы аварии, опрос участников и свидетелей и т.д. |
Взаимодействие с сотрудниками ГИБДД | Экспертных служб и прочими ответственными органами |
Организация оперативно-розыскных мероприятий | По нахождению скрывшегося ТС |
В процессе расследования может потребоваться проведение дополнительных следственных действий – допроса очевидцев, авто-технической экспертизы, судебно-медицинской экспертизы пострадавших.
При необходимости проводятся следственные эксперименты, экспертиза дорожного покрытия, экспертиза используемых горюче-смазочных материалов.
Целью расследования становится определение не только виновной стороны, но и фактора, ставшего причиной происшествия.
Профилактика происшествий (план мероприятий по предупреждению)
Согласно ФЗ №196 от 10.12.1995 все ЮЛ и ИП обязаны обеспечивать условия безопасности дорожного движения и надлежащую квалификацию своих водителей и иных работников, обслуживающих транспорт.
Для этого разрабатывается и утверждается план, включающий в себя мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
Как пример план мероприятий по ДТП на четвертый квартал 2020 года:
Требования к профессионализму водителей содержатся в Приказе Минтранса №7 от 15.01.2014.
Также 2.10.2001 Минтрансом утверждена Программа занятий с водителями транспортных организаций.
Согласно ей на предприятии ежегодно организуются занятия по определенному учебному плану. Данные занятия становятся неотъемлемой частью плана предупреждающих мероприятий.
Видео: возмещение ущерба при ДТП
Приказом руководителя утверждается план учебных занятий по двадцатичасовой программе по безопасности дорожного движения.
При этом изучаются:
- типичные ДТП и их анализ;
- требования к профессионализму водителя;
- нормативное регулирование безопасного дорожного движения;
- правила оказания первой помощи пострадавшим в ДТП;
- условия перевозки пассажиров и грузов на опасных участках маршрута.
Обучение завершается проведением зачета на знание водителями правил БДД.
Весь учебный процесс фиксируется в журнале учета занятий по безопасности дорожного движения. Итоги зачета отображаются в личной карточке водителя.
При проверке предприятия такими органами как Ространснадзор или УГАДН обязательно проверяется Учебно-тематический план ежегодных занятий по БДД.
Какие причины обусловили рост
Все причины возникновения ДТП можно поделить на субъективные и объективные.
К причинам субъективного характера относятся:
- нарушение ПДД;
- нарушение правил безопасности движения и эксплуатации ТС.
Объективные причины включают в себя:
- недостатки планирования проезжей части;
- плохая освещенность;
- состояние дорожного полотна;
- недостаточное наличие регулирующих средств и дорожных знаков;
- технические неисправности ТС.
Чаще всего дорожно-транспортные происшествия происходят за счет несоблюдения ПДД.
Способствующими факторами становятся:
- превышение скорости движения;
- игнорирование безопасной дистанции меж ближайшими машинами;
- обгон в зоне ограниченной видимости;
- управление ТС в нетрезвом виде;
- нарушение правил маневрирования.
Во многом рост ДТП обусловлен недостаточной осведомленностью водителей о возможных последствиях того или иного нарушения.
Как выглядят международные водительские права 2020 году, читайте здесь.
Как оформить продажу автомобиля в 2024 году, смотрите здесь.
Также нужно отметить, что немалая часть автовладельцев весьма плохо знает правила дорожного движения.
На фоне того, что приобрести автомобиль сейчас не так уж и сложно, а для получения прав достаточно сдать основной минимум, и возникает сложная ситуация на дорогах.
Количество автомобилей увеличилось в разы, но далеко не каждый водитель обладает достаточными знаниями по безопасному движению.
На правительственном уровне не раз поднимался вопрос об ужесточении наказания за нарушение правил дорожного движения.
Предполагалось введение дополнительных штрафов, и даже введение уголовной ответственности за деяния, сейчас считающиеся административными проступками.
Возможно, повышение требований к водительской ответственности и может стать фактором, ведущим к снижению ДТП.