Что такое профессиональный стандарт педагога? Какой действует профессиональный стандарт педагога с 1 января 2017 года? Педагог – это одна из самых важных профессий.
Они не спасут людям жизнь как врачи или пожарные. При этом они могут повлиять на ее дальнейшее развитие. Школьный и студенческий период – это важные этапы формирования личности человека.
И в этом непосредственную роль играют педагоги. От их профессионализма зависит не только восприятие ребенком информации, но и формирование определенных сторон личности.
От профессионализма педагога зависит заинтересованность детей в учебе. А следовательно, и определение более интересных ему наук, выбор дальнейшего профессионального направления.
Но к сожалению, отправляясь в учебное заведение, они не всегда компетентны в своей профессии. В связи с этим государство разработало специальные стандарты.
Общие моменты
Новый профессиональный стандарт для педагогов был введен 1 января 2017 года. Указанные в нем нормы позволили дополнить и усовершенствовать предыдущий документ 2013 года.
Он действует на одинаковых условиях на всей территории Российской Федерации, при этом функция введения данного стандарта возложена на региональные органы, в связи с чем стандарт может быть дополнен региональными критериями.
Главной особенностью данного норматива является усовершенствование системы образования за счет обеспечения учреждений квалифицированными компетентными кадрами.
Причиной введения стандарта стало устранение принятых ранее норм и правил, применяемых в Российской Федерации.
Данный процесс обеспечивается рядом нормативных актов, изданных министерством образования, Минтруда, правительственными органами и утвержденных президентом Российской Федерации.
Стоит оговорить, что несоответствие данному стандарту может стать весомой причиной увольнения лица, но в случае, если это должно произойти, нужны весомые доказательства.
С этой целью проводится внешняя проверка преподавательской деятельности с привлечением представителей из районо и других инстанций.
Что это такое
Профессиональный стандарт педагога – это документально зафиксированный свод профессиональных характеристик, которыми должен владеть специалист, работающий в учебном заведении.
Профессиональный стандарт включает в себя решение таких спорных вопросов, возникающих при организации рабочего процесса, как:
Соответствие квалификации и должности педагога | Работающего в учебном заведении разных уровней аккредитации |
Заинтересованность преподавателей | В повышении качества образования |
В рамках введения стандарта в учебных заведения в обязательном порядке предусмотрено информирование работников о введении новых стандартов.
Какова его роль
Профессиональный стандарт применяется в следующих случаях:
Руководителями | Которые разрабатывают кадровую политику, формируют штат, опираясь на соответствие работников стандарту и т.д. |
Образовательными организациями | Перед которыми стоит задача разработки обучающих основных и дополнительных программ, выполнение которых должно соответствовать представленному в государстве своду правил |
Аутентичными компаниями | Проводящими проверку соответствия кадров, включенных в штат предусмотренным критериям |
Но помимо этого, со сводом правил стоило бы ознакомиться и самим специалистам. Это позволит наработать профессиональные качества и знать, какие изменения в выполнении своих обязанностей стоит предусмотреть.
Главным предназначением стандарта является повышение качества профессиональной деятельности педагогического коллектива.
Про детские пособия в Петропавловске-Камчатском и Камчатском крае, читайте здесь.
Новый свод правил соответствует особенностям современных социально общественных требования к педагогической деятельности.
Введены ли новые профессиональные стандарты для педагогов с 1 января 2017 года
Введение новых стандартов предусматривает работу с кадрами в учебных заведением, в связи с которыми в штате должны остаться только соответствующие своду правил специалисты.
В связи с этим вокруг документа и введения новых стандартов возникла масса дискуссий. Общество предполагает массовые увольнения в связи с несоответствием работников необходимым стандартам.
Но в интересах государства выйти из этой ситуации с наименьшими потерями. Поэтому сокращение предусмотрено только в отдельных случаях.
В остальном же с целью введения стандарта разработана масса мероприятий. Они включают в себя несколько основных этапов:
- информирование о введении последних стандартов;
- повышение квалификации, позволяющее достичь уровня данных стандартов;
- аттестация преподавателей, которая может проводиться внутри учебного заведения или быть инициирована высшим руководством с целью определения соответствия специалиста установленным нормам.
Первый этап обеспечивается посредствам предоставления нормативов, указанных в стандарте, в качестве печатной продукции в учебные заведения, где, в свою очередь, руководители должны донести полученную информацию и ознакомить с ней весь педагогический коллектив.
Целесообразно в качестве следующего этапа проводить внутренний аудит, что позволит выбрать специалистов, не соответствующих стандарту и нуждающихся в помощи.
По результатам данного аудита специалисты могут быть отправлены на бесплатные курсы повышения квалификации.
Данные мероприятия организовываются региональными властями при поддержке министерства образования.
Они позволяют донести до педагогов информацию о наличии новых методов работы с учащимися, как в плане обучения, так и воспитательных процессов. Полученные навыки педагоги должны использовать в своей дальнейшей практике.
По возвращению сотрудника с курсов в отношении него снова может быть проведена аутентичная оценка, по результатам которой определяется соответствие учителей установленным стандартам.
Существует несколько методик оценивания для преподавателей. Наиболее распространённой из них является проведение открытых уроков.
Они отличаются от обычных присутствием аудиторской комиссии. Она может состоять из представителей районо в случае внешней проверки и администрации школы, если оценивание проводится внутри заведения.
Но, как правило, о проведении данных уроков преподаватели и ученики проинформированы заранее. Они представляют собой мероприятие, проводимое не в стандартной форме, а имеющее четко разработанный сценарий.
В связи с этим рекомендовано использовать дополнительные методики проверки. Для определения профессиональных качеств преподавателя как участника образовательного процесса проводится оценка знаний его учащихся.
Определить уровень качества воспитательных работ значительно сложнее, с этой целью может быть проведено анонимное анкетирование учащихся и родителей.
Обратите внимание, что наиболее частой причиной для внешней оценки деятельности преподавателя становится сигнал от родителей его учащихся.
Видео: профессиональный стандарт будет обязателен
На основании этого может быть пересмотрен трудовой договор. Особенно это касается педагогов-дефектологов.
Структура документа
Профессиональный стандарт состоит из нескольких частей, он включает в себя следующее:
Первая часть | Cодержит информацию о квалификации и умениях педагога как работника образовательного учреждения |
Вторая часть | Описывает, какие функции возлагаются на педагога как на участника воспитательного процесса |
Третья часть | Определяет уровень развития педагога, работающего с детьми |
Существует несколько методов оценки выполнения профессиональных стандартов. Основным из них является результат обучения и воспитания учащихся, то есть работу преподавателя оценивают по уровню знаний и другим качествам его учащихся.
Новые задачи преподавателей
Согласно нововведениям, отмеченным в стандарте педагога, все без исключения преподаватели должны выполнять следующие требования:
- работать в условиях реализации программы инклюзивного образования;
- проводить уроки на государственном языке (русском), даже для тех лиц, для которых он не является родным;
- заниматься образованием учащихся, у которых возникают проблемы в развитии.
Таким образом, стандарт распространяется не только на профессиональные качества специалиста, но и на особенности его личных качеств.
Как профессионал, педагог должен излагать информацию в рамках программы, но при этом способ ее донесения выбирается им самостоятельно.
Опытным путем доказано, что привлечение видеоматериалов и других наглядных пособий позволяют повысить заинтересованность учащихся.
В рамках применения новых стандартов основной задачей педагога является создать одинаковое комфортное условие для своих учащихся, не выделяя никого из них, независимо от происхождения, цвета кожи, национальности, гражданства и т.д.
При этом ему необходимо разработать методику донесения информации таким образом, чтобы в получении знаний была заинтересована большая часть учеников. С этой целью применяется индивидуальный подход к детям.
Проблемы внедрения профстандартов
Новые стандарты предполагают повышение качества образования, но их введение имеет ряд проблем. Основные сложности возникают на этапе справедливого аудирования.
Как уже было сказано выше, большинство лиц, проверяемых в рамках введения данной программы, осведомлены о предстоящей проверке.
В связи с этим процесс превращается скорее в театрализованное представление, чем в настоящий аудит. Не менее распространенной проблемой является нехватка специалистов, имеющих соответствующую квалификацию.
В отдельных случаях решить эту проблему позволяют курсы, но этого может быть недостаточно. Может потребоваться получение другого уровня образования для специалистов, работающих в учебных заведениях разных уровней аккредитации.
Размер детских пособий в Архангельске и Архангельской области, читайте здесь.
Про детские пособия в Кирове и Кировской области, смотрите здесь.
Педагогический стандарт, введенный в Российской Федерации 1 января 2017 года, предполагает повышение качества образования путем найма на работу в образовательные учреждения квалифицированных специалистов.
Данный свод правил включает не только информацию о уровне квалификации для лиц, занимающих разные должности.
Также в нем указано, какими основными профессиональными качествами должен обладать педагог. Согласно этому его работа должна полагаться одновременно на индивидуальном подходе к каждому ученику и равному отношению ко всем учащимся.
Согласно стандарту, преподаватель должен проводить уроки на русском языке для всех без исключения.
Также он должен учить детей, независимо от их индивидуальных особенностей в плане внешности, физиологических факторов и психоэмоционального состояния, которое отображается на общей дисциплине.
С целью введения данного стандарта проводится информирование преподавательского коллектива, проверка профессиональных качеств каждого из педагогов, повышение профессиональных качеств в случае их несоответствия.