Федеральный закон о рекламе 38-ФЗ в 2024 году

0

Федеральный закон о рекламе 38-ФЗ в 2024 году. Сферы его применения. Ответственность за нарушение. Изменения, внесенные последней редакцией.

Рыночные отношения являются основой экономики Российской Федерации в течение последних 25 лет. Главной его основой является здоровая конкуренция.

Двигателем торговли является реклама. Задачей государства является обеспечить право потребителей на получение добросовестной рекламы в едином экономическом пространстве Российской Федерации.

Структура норматива

С целью обеспечения контроля государства в сфере рекламы, государством был разработан и принят закон о рекламе 38-ФЗ в 2024 году. Он включает в себя шесть глав из сорока статей.

Основные положения

Данный закон введен с целью развития рынков, товаров и услуг, при условии соблюдения участниками здоровой конкуренции.

Он позволяет обеспечить в Российской Федерации единое экономическое пространство, в котором действуют условия, благоприятные для производства и реализации продукции.

Основным инструментом распространения считается реклама, которая должна быть добросовестной и достоверной.

Сфера применения

Закон о рекламе 38-ФЗ в 2024 году регулирует отношения в сфере рекламы, которое распространяется на территории Российской Федерации.

Под действие настоящего закона попадает вся реклама, не зависимо от места ее производства. Исключением является:

Политическая реклама Включающая в себя предвыборную агитацию и информацию по вопросам референдума
Информация, которую нужно обязательно донести до потребителя В соответствии с Федеральным законом
Материалы, относящиеся к справочно-информационным и аналитическим Которые не влияют на реализацию товаров и не представлены как социальная реклама
Сообщения, разработанные органами власти Разных уровней
Вывески и указатели На которых не размещена информация рекламного характера
Объявления, размещенные физическими и юридическими лицами Не имеющими отношения к производству и реализации товаров
Информация о товаре и его производителе Размещаемая непосредственно на продукции или ее упаковке
Оформление товара, размещенное на нем или его упаковке Не содержащее информативный посыл на другой товар
Использование названий товаров в научных отчетах Литературных и музыкальных произведениях, а так же в других сферах искусства, не признанных рекламой

Положение закона о рекламе 38-ФЗ в 2024 году в равной степени распространяется не только на продукцию, но также на работы и услуги.

Требования к рекламной продукции

Основные требования, предъявляемые к рекламе, на основании данного закона – это достоверность и добросовестность.

Несоответствие рекламной продукции данным критериям, является основанием для исключения ее из информационного пространства. В отдельных случаях это может стать основанием для судебных исков со стороны потребителей или конкурентов.

Реклама признается несоответствующей в следующих случаях:

  1. Информационный посыл содержит некорректное сравнение рекламируемого товара с конкурирующей продукцией.
  2. Признана как оскорбительная или порочащая честь определенного лица либо компании.
  3. Направлена на продвижение товара, реклама которого не допускается законодательством Российской Федерации.
  4. Признан как акт недобросовестной конкуренции антимонопольным комитетом.

Отдельно можно выделить признаки недостоверной рекламы – предоставляющей неправдивые сведения о следующих характеристиках:

  1. Определение преимуществ, рекламируемого товара над конкурирующим.
  2. Информация о характеристике товара, в которую входит ее состав, происхождение методы и дата изготовления, срока годности и использования, и так далее.
  3. Информация об ассортименте и комплектующих продукции, информирующая о том, что данный товар невозможно приобрести в другом месте.
  4. Об условиях доставки, ремонта и так далее.
  5. Об исключительных авторских правах.
  6. О правах на использование официальных государственных символов и символов международных организаций.
  7. Об официальном общественном признании, выраженном в форме получения наград.
  8. О наличии рекомендаций, выданных физическими или юридическими лицами.
  9. О результатах исследований.
  10. О размере спроса на рекламируемый или конкурируемый продукт.
  11. О проведении акций, розыгрышей и других программ лояльности.

Помимо этого существует ряд запретов, который исключает появление в информационном пространстве рекламы, содержащей антисоциальные посылы.

К ним относится призыв к курению и употреблению алкоголя, оскорблению лиц отдельных социальных групп народов наций, развращение и так далее.

Так же запрещается реклама, преувеличивающая свойства товара, особенно когда речь идет о медицинских препаратах, употребление которых разрешено только по предписанию врача.

Существующие виды объекта

Рекламные объекты классифицируют по нескольким признакам. Одним из них является способ и место размещения рекламы.

По данному признаку различают:

  1. Рекламная продукция, размещенная в средствах массовой информации, теле- и радиопрограммах.
  2. Наружная реклама – реклама, размещенная на транспортных средствах.
  3. Информация, размещенная в местах продажи.
  4. Изготовление и распространение рекламных сувениров.
  5. Реклама в интернет-изданиях.

По сфере направленности информационного потока и его тематики, можно выделить следующие виды рекламных объектов:

Социальная Предназначена для информирования общества о необходимости определенных действий в социальной сфере
Политическая Направлена на информирование общества о деятельности определенных политических сил или проведении определенных политических процессов
Продающая Предназначена для информирования общества о появлении на рынке определенных товаров, работ и услуг, и их реализации

Нормы закона о рекламе 38-ФЗ в 2024 году в большей степени распространяются на продающую рекламу.

Социальная и политическая реклама не влияют на продвижение торговли и распространение товара. Он не попадает под юрисдикцию антимонопольного комитета и не включается в рыночные отношения.

Участие антимонопольного органа

Главным органом, контролирующим соблюдение правил при рыночной торговле всеми участниками рынка, является антимонопольный комитет. Одной из представленных его задач является контроль рекламы.

Работники антимонопольного комитета проводят проверку информационного пространства и представленной в нем информации на предмет достоверности и добросовестности.

Их задачей является исключение рекламной продукции, которая не соответствует законодательным требованиям.

Проверка может быть инициирована непосредственно работниками антимонопольного комитета либо основанием для ее проведения становится жалоба потребителей или других лиц, права которых нарушены с использованием данной рекламы.

Все решения антимонопольного комитета оформляются в письменном виде на основании проведённого комиссией анализа.

Они предоставляются в суд, как основание для привлечения нарушителя к ответственности. О видах ответственности, и какие при этом предусмотрены наказания будет сказано далее.

Ответственность за нарушения

Статья 38 данного закона предусматривает, что нарушение законодательства о рекламе влечет за собой ответственность по гражданскому законодательству.

На основании этого лица, права которых были нарушены, имеют право на обращение с жалобой в антимонопольный комитет с требованием снять рекламу с информационного пространства, а также обратиться в суд с требованием возместить моральный ущерб, полученный, вследствие распространения данной рекламной продукции.

Орган антимонопольного комитет обязан провести проверки с целью установки факта использования недостоверной или некорректной рекламы.

После чего реклама должна быть снята с информационного пространства, а лицо, представившее его, обязано предоставить опровержение данной информации.

Помимо этого, законодательством Российской Федерации предусмотрено, что лицо, предоставившее рекламу, несоответствующую установленным законодательством нормам, несет административную ответственность.

На основании этого могут быть установлены соответствующие виды взысканий и наказаний.

Как правило, это штрафы, суммы которых определяются на основании предписаний антимонопольного комитета и уплачиваются в бюджетные системы нескольких уровней.

40% от суммы штрафа уплачивается в Федеральный бюджет, оставшиеся 60% идут в муниципальный бюджет территориального субъекта, на котором зарегистрирован СПД.

Стоит обратить внимание, что гражданская и административная ответственность применяются к объекту независимо друг от друга на основании соответствующих кодексов.

То есть, уплата штрафов, основанных на решении суда или предписании комитета, не освобождает лицо от уплаты взыскания, установленного в качестве моральной компенсации пострадавшему лицу в судебном порядке.

Видео: закон о рекламе. ФЗ-38. В доступной форме

Ответственность за нарушение несут одновременно рекламодатель и рекламный распространитель. Нарушение законодательства ими определены разными нормативными актами.

Последние изменения закона о рекламе 38-ФЗ

Закон о рекламе 38-ФЗ был принят еще 13 марта 2006 года. 20 декабря 2017 года был принят государственной думой и одобрен советом федераций 26 декабря 2017 года.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 года №489-фз «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона о рекламе», в которой говорится о рекламе в телепрограммах и телепередачах.

Согласно данному закону были внесены следующие изменения:

На телеканалах, не являющихся федеральными То есть вещающими менее чем в половине федеральных субъектов Российской Федерации, на рекламу отведено не более 20 % времени в час. Она включает в себя все способы подачи информации рекламной продукции, в том числе бегущую строку и спонсорскую помощь
Время рекламы во время телепередач Не должно превышать 15% от эфирного часа

Проще говоря, эти изменения определили временные критерии для проведения рекламы на муниципальных телеканалах. В эфирном пространстве передачи она должна составлять всего 9 минут.

При этом учитывается время показа бегущей строки, всплывающих картинок и объявления компании, как спонсора.

При этом телеканал еще имеет 3 минуты дополнительно меж эфирного времени для подачи рекламы. Сегодня Федеральный закон о рекламе 38-ФЗ поступил в редакцию уже с внесенными изменениями.

На это стоит обратить внимание рекламораспространителям. Так как именно они несут ответственность по данной статье, и с них может взыматься штраф з нарушение.

Механизм привлечения рекламорапространителя к ответственности такой же, как и в случае с рекламодателем.

Но стоит обратить внимание, что в данном случае он несет только административную ответственность. Это связанно с тем, что нанесение морального ущерб таким образом доказать невозможно.

Следовательно, взыскание за нарушение использование эфирного времени под выпуск рекламы рекламорапространитель не уплачивает.

Федеральный закон о рекламе 38-ФЗ выступает в качестве инструмента регулирования отношении в торговой рыночной среде в сфере информирования потенциальных покупателей о продукции.

За нарушение закона предусмотрена административная и гражданская ответственность. Чтобы ее избежать, нужно просто следовать правилам, установленных законом. Предоставляйте только достоверную информацию, которая не затрагивает других лиц.


Обсудить