Особенности ИДП железных дорог в 2024 году

0

Железнодорожный транспорт это часть транспортной системы РФ. От его состояния во многом зависит обеспечение единства экономического пространства на территории страны.

Каковы правовые нюансы движения поездов в 2024 году? На экономику современного государства немалое влияние оказывает состояние транспортных сетей.

Железнодорожный транспорт в России считается одним из особо значимых видов транспорта. Каковы особенности движения поездов в 2024 году?

Основные аспекты

Все основополагающие положения, касающиеся функционирования железнодорожного транспорта, определяются Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ.

Данный норматив определяет:

  • рабочий порядок действия железнодорожной отрасли;
  • обязанности сотрудников ж/д транспорта;
  • размеры используемых объектов;
  • требования к механизмам и подвижным составам;
  • принципы сигнальной системы;
  • организационные моменты системы движения.

Правила обязательны для всех работников, чья работа связана с ж/д транспортом. От четкости следования установленным нормам зависит слаженность функционирования всего транспорта, безопасность и бесперебойность ж/д движения.

Что касается технической эксплуатации железнодорожных путей, то по этому поводу Министерством путей сообщения утверждаются нормативы общесетевого предназначения, а управлениями дорог – инструкции по определению работ определенных отделений железных дорог.

Главное требование к таким инструкциям – их соответствие ПТЭ. Одним из важнейших документов, которым определяется движение железнодорожного транспорта, выступает ИДП железных дорог.

Определения

Сокращенное наименование ИДП расшифровывается как инструкция по движению поездов и маневровой работе на ж/д транспорте РФ.

Это документ, которым определяются основные правила, касающиеся движения железнодорожного транспорта.

В частности норматив указывает как:

Принимать, отправлять и пропускать поезда на ж/д станциях При наличии разных устройств для централизации, сигнализации, блокировки. Причем рассматривается движение поездов, как в нормальной обстановке, так и при неисправном состоянии устройств
Принимать и управлять поездами При проведении ремонтных х работ на ж/д путях
Осуществлять различные виды маневров На ж/д станциях
Выдавать предупреждения На поезда
Обеспечивать безопасность осуществления движения И маневрирования поездов

Каково ее назначение

Инструкция, которая регламентирует движение поездов и маневренные работы на ж/д транспорте РФ, имеет очень важное свойство.

Она устанавливает единство правил, действующих для транспорта на железных дорогах. Исполнение требований, предопределенных ИДП, гарантирует безопасность и бесперебойность движения ж/д составов и их маневрирования.

Вся техническая и нормативная документация собственника железнодорожной инфраструктуры или ж/д путей частного пользования, которая имеют отношение к движению поездов и их маневрированию, должна соответствовать положениям Инструкции.

Согласно ИДП составляются должностные инструкции для работников железных дорог, определяется порядок действий при определенных ситуаций.

Все лица, так или иначе причастные к движению поездов, должны знать требования, устанавливаемые Инструкцией.

Нормативная база

Основной задачей нормативно-правовой базы в сфере железнодорожного транспорта является обеспечение правильной эксплуатации ж/д транспорта безопасности движения.

Особое значение среди всех прочих нормативов занимают ФЗ № 184 от 22.12.2002 «О техническом регулировании» и ФЗ № 17 от 10.01.2003 «О ж/д транспорте в РФ».

Некоторые вопросы в этих нормативах толкуются по-разному, поскольку рассматриваются с различных позиций.

На основании ФЗ № 184 в июле 2010 года были приняты три технических регламента, касающихся безопасности ж/д инфраструктуры, подвижного состава и высокоскоростного транспорта.

Требования, содержащиеся в регламентах, должны в обязательном порядке исполняться в процессе проектирования, производства и оценивания состояния ж/д транспорта.

На основании ФЗ № 17 в Приказом № 286 от 21.12.2010 были утверждены Правила технической эксплуатации железных дорог.

Этот норматив устанавливает требования, применяемые при эксплуатации железнодорожной инфраструктуры и подвижных составов.

Приложением № 8 к ПТЭ является Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте РФ (ИДП).

ИДП железных дорог

В общих положениях Инструкции сказано о цели создания норматива. ИДП конкретизирует правила, на основании которых:

Принимаются, отправляются и пропускаются поезда при наличии разных устройств связи И сигнализации исходя из степени их исправности ли неисправности
Принимаются и отправляются поезда при осуществлении ремонтно-строительных работ На ж/д путях и сопутствующих им сооружениях
Производится маневрирование поездов На станциях
Выдаются предупреждения на поезда и т. д.

Знание и соблюдение Инструкции всеми причастными лицами позволяет обеспечить безопасность при движении и маневрировании поездов.

Особое значение уделяется руководству движением поездов. В частности здесь указывается, что одновременно руководить движением должен лишь один работник.

При осуществлении работ на станции каждый работник отвечает за свой участок. При этом ИДП устанавливает, кто именно несет ответственность за управление приборами сигнализации, централизации и блокировки.

При автоматической блокировке

Использование автоматической блокировки при движении ж/д транспорта во многом зависит от количества путей в перегонах.

Так при наличии одного пути с наличием автоблокировки двустороннего типа поезда могут следовать в обоих направлениях.

Когда для каждого пути предусмотрена собственная система односторонней и двусторонней автоблокировки, то четные и нечетные поезда движутся по разным путям.

При наличии двусторонней блокировки на перегонах с двумя путями движение может реализовываться по любому пути, если не предусмотрен приоритет одного направления.

На многопутных перегонах последовательность движения определяется министерством путей сообщения или начальником соответствующего отдельного участка.

При автоматической блокировке позволением на занятие блок-участка поездом становится разрешительное значение светофора, выходного или проходного.

В случае неисправности автоблокировки приказом поездного диспетчера ход поездов организовывается по телефонным средствам связи.

При полуавтомате

Если на железной дороге применяется полуавтоматическая блокировка при передвижении поездов, то занять перегон состав вправе по позволяющему сигналу выходного/проходного светофора.

Для открытия выходного светофора на участке с одним путем понадобится сначала принять по блок-аппарату от соседней станции (месту направления) блокировочный сигнал согласия либо осуществить переключение блок-системы на подходящее направление передвижения.

Дежурный по станции, ожидая поезд, готовит маршрут для приема, открывая входной светофор либо отдавая соответствующее распоряжение на исполнительный пост.

Как только прибывший поезд прошел, светофор закрывается автоматически. Когда на станции отсутствует электрическое управление стрелками и путями, то закрытие осуществляется дежурным по станции посредством перевода сигнальной кнопки в положение закрытия.

Как только дежурный проверил, что состав прошел полностью, он отсылает на станцию отправки блокировочный сигнал о приходе, сообщая по телефону время прибытия поезда.

Подавать информацию о прибытии запрещено до момента проверки окончательного прибытия всего состава. Убедиться в окончательном прибытии дежурному помогает поездной сигнал, размещенный на последнем в составе вагоне.

При электрожезловой системе

На участках с малоактивной деятельностью и подъездных путях можно при передвижении поездов использовать телефонное сообщение для связи и электрожезловую систему (ЭЖС).

В подобной ситуации дозволение на занятие перегона поездом передается при помощи жезла, вручаемого машинисту.

Важным требованием выступает то, что из устройства ЭЖС не может изыматься больше одного жезла сразу. При этом из аппарата изымается жезл только с позволения дежурного по станции.

Каждому жезлу присваивается собственный порядковый и серийный номера, наименования станций, которые входят в перегон. Для всякого перегона используется собственная серия жезлов.

В преддверии прибытия состава дежурный подготавливает путь для приема и открывает входной сигнал.

Как только поезд пришел на станцию, машинист передает жезл дежурному, который проверяет полноту прибытия состава, соответствие жезла перегону, фиксирует жезловый номер в журнале, отправляет жезл в жезловой аппарат и по телефонной связи оповещает станцию отправки о приходе состава.

Для отправки состава дежурный станции отправления обязан по телефону запросить согласие у станции прибытия на отправку поезда, чтобы убедиться в отсутствии препятствий.

Только после этого позволяется вынуть жезл и отдать его машинисту отправляемого состава.

При неисправности ЭЖС движение поездов реализовывается по телефонной связи. При этом непременно проводится согласование с дежурными по станциям.

При производстве работ на железнодорожных путях и сооружениях

Когда осуществляется наладка устройств и сооружений, необходимо обеспечить безопасность при движении. При этом желательно не нарушать график хода ж/д транспорта.

При необходимости проведения ремонтных работ значительного объема определяются «окна» в графике передвижения и учитывается скорость проведения работ.

Стандартные ремонтные работы осуществляются в перерывы между движением длительностью до двух часов.

Когда для ремонта требуется использование самоходного оборудования, механизмов, то работы ведутся в течение максимум четырех часов согласно распорядку, определенному начальником дороги.

Как правило, типовые работы, осуществляемые без учета графика движения поездов, исполняются без закрытия перегонов.

Если понадобится перекрыть движение, то длительность и точное время исполнения работ определяется начальником дорожного участка при согласовании с иными ответственными лицами.

На период работ, требующих интервала в движении или реализовываемых в пределах графика движения, руководитель ремонтного процесса должен обеспечивать телефонную связь со станционной диспетчерской.

При ремонте в темное время суток должно присутствовать достаточное освещение участка проведения работ.

При перерыве действия всех средств сигнализации и связи

Если все сигнализационные и связные средства по какой-либо причине не могут использоваться, то передвижение поездов на участках с наличием одного пути обеспечивается за счет письменных извещений.

На дорогах с двумя путями движение выполняется через разграничение времени, которое необходимо для перемещения состава от станции до станции.

Указанные способы управления применяются только при полном отсутствии любой связи меж станциями.

Для позволения занятия перегона дежурный по станции передает машинисту поезда разрешение на официальном бланке.

В случае, когда не получена информация о прибытии на станцию ранее проследовавшего поезда, машинист должен двигаться по пути с особой осторожностью, будучи готовым в любой момент остановиться, поскольку хвост впереди следующего поезда может быть не огорожен.

Если имеет место перерыв действия всех средств межстанционного сообщения, то категорически запрещено осуществлять отправку поездов с опасными материалами, негабаритными и соединенными грузами, взрывчатыми веществами.

Нельзя останавливать поезда на перегоне для работы без крайней необходимости.

Маневровая работа на станциях

Проведение маневровой работы надлежит осуществлять при учете технологических процессов функционирования станции.

План маневров должен предусмотреть:

  • формирование и отправку составов в положенные сроки;
  • своевременную подачу вагонов при выполнении операций погрузки и незамедлительную уборку вагона после завершения отгрузки;
  • разумное распоряжение маневровыми и техническими объектами;
  • бесперебойность приема поездов на станции;
  • безопасность маневров.

На станциях выполняется деление территории на маневровые районы. Причем границы таких районов предопределяются техническо-распорядительными актами станции.

В одном маневровом районе работает, как правило, один маневровый локомотив. Он должен быть исправен, обладать действующими радиостанциями, установленными сигналами и необходимым инвентарем.

При маневровой работе основным способом передачи указаний выступает радиосвязь. При необходимости применяются устройства двусторонней парковой связи.

Передавая указания, нужно убедиться, что получающий указания работник правильно понял распоряжение.

Порядок выдачи предупреждений

Иногда требуется обеспечить повышенную бдительность бригады локомотива при следовании поездов и предупредить о проводимых работах.

В таком случае на поезда выдаются письменные предупреждения. Основанием выдачи становится:

  • неисправность путей и сооружений;
  • изменение средств связи и сигнализации;
  • отправка негабаритных грузов;
  • работа на участке различных машин;
  • движение поезда с несоответствующей участку скоростью;
  • иные случаи, требующие уменьшение скорости, остановки поезда, предупреждения ремонтной бригады об особых условиях движения состава.

Для получения предупреждения в преддверии проведения работ подается заявка от имени ответственных за работы лиц.

Даются заявки письменно, телеграммой или телефонограммой в адрес дежурного по станции. В заявке указывается точное место работ, срок их проведения и необходимые меры предосторожности.

Выдаются предупреждения на станциях формирования составов или на станциях, где поезд останавливается по технической надобности.

При этом ведется строгий учет выданных предупреждений. Поместить в одной статье полное разъяснение Инструкции по движению поездов попросту невозможно.

Все вышеизложенное это лишь очень краткая «выжимка» документа. В самой Инструкции каждое значимое для движения поездов действие расписано подробно.

И именно такая внимательность к деталям позволяет обеспечивать максимальную безопасность движения и маневрирования поездов на российских железных дорогах.


Обсудить