Как пользоваться коробкой автомат в машине

0

Вы планируете приобрести автомобиль с автоматической коробкой передач? Тогда не помешает разобраться в правилах ее использования.  Ведь если не знать, как пользоваться АКП, можно спровоцировать ее поломку.

Машина, где установлена автоматическая коробка передач – удобный транспорт. Но не подойдет АКП тем, кто стремится ощущать динамику движения.

Если вы являетесь сторонником авто с таким видом КП, следующая информация о том, как должна работать коробка автомат, вам очень пригодится.

Что нужно знать

Рассмотрим особенности устройства и работы автоматической коробки, чтобы вы могли сделать правильный для себя выбор.

Ведь в случае неправильного использования АКПП возможна поломка, ремонт и замена которой влетит в копеечку.

Определения

Итак, коробка автомат робот – что это такое? Автоматической коробкой передач называют вид трансмиссии автомобиля, что обеспечивает автоматический выбор передаточных чисел, что соответствуют условиям при движении с учетом ряда факторов.

АКП считают планетарную часть агрегатов, с помощью которой переключаются передачи.

С гидротрансформаторами (а без них АКП не может нормально работать) она образует автоматическую передачу.

В народе считается, что автоматической коробкой передач являются трансмиссионные агрегаты в полной мере, в том числе и гидротрансформаторы

Использование АКП предполагает переключение передач без участия автомобилиста.

Основные функции рычага

Использовать такой вид коробки передач намного проще, чем иной. АКП имеет несколько функций и режимов:

Р–Park Используется при стоянке. Если включить такой режим, происходит включение внутреннего блокиратора. Данная функция предполагает работу стояночных тормозов. Авто при этом не движется
R–Reverse Данная функция отвечает за движение машины назад
N–Neutral Является нейтральной передачей, что используется перед тем, как водитель выберет направление движения. Позволяет буксировать транспортное средство. Но нельзя такой режим использовать часто
D–Drive При данном режиме возможно движение вперед. При переходе на такой режим обязательно использовать тормозную педаль (но не на высокой скорости). Возможно использование блокировки
4-3-2-L Спецрежимы, что используются на различных дорогах. Если стоит двигаться по горным местностям, используется режим Л. Так авто будет ехать на одной скорости
Режим D3 (S) На данной передаче управление транспортным средством осуществляется на неровной поверхности, особенно при подъемах и спусках. На данном режиме обеспечивается лучшее срабатывание тормоза
D2 Является пониженной передачей для преодоления спуска и подъема. Актуально использование на песках и при гололеде
Steptronik, tiptronik Позволяют переключать передачи вручную. Так увеличивается контроль за движением ТС на опасном дорожном участке. Не каждая система имеет такие режимы
Sport или Kick down Позволяет больше раскручивать двигатели для генерации меньшей скорости. На данном режиме авто может резко ускориться (при обгонах, опережениях). Работа двигателя максимальная. Не целесообразно применение каждый день
Shift Функция для вызова сервиса. В том случае, когда отключено питание, появляется возможность выключения блокировки рычагов коробки автомат. Очень редко применяют

Есть и ряд дополнительных функций.

Как работает коробка передач автомат

Очертим основные правила, которые нельзя забывать владельцев авто с АКПП.

Принцип действия

Принцип работы АКП для разного типа коробки передач только один за счет того, что во всех случаях имеет место одно устройство.

Состоит из:

Гидромуфты (гидротрансформатора) Что располагается между корпусом коробки передач и двигателем. Она передает крутящий момент, когда автомобиль начинает движение
Планетарного редуктора Опосредованной передачи крутящего момента
Фрикционных муфт С помощью которых происходит переключение передачи, когда сообщаются или разобщаются элементы АКП
Обгонной муфты С помощью которой снижаются удары, когда переключают передачи
Соединительных валов и барабанов

Инструкция по пользованию

Присутствующие в автоматической коробке золотники могут направить поток масла к поршням тормозной ленты и фрикционной муфты.

Регулируют положение с помощью рукоятки или при использовании автоматических команд. Автоматика есть 2 видов:

Электронная Перемещение золотников осуществляется соленоидами, кабель которых имеет выход к блоку управления коробки
Гидравлическая Применяют давление масел, в том числе и когда автомобилист нажимает на газ. Автоматической коробкой будет получена информация о том, в каком положении находится педаль. В результате переключаются золотники

Перечислим вкратце основные правила по пользованию автоматической коробкой передач. Главное, не используйте пробуксовку, особенно зимой.

Иначе можно перегрузить работу коробки и системы. Отлично, если есть антипробуксовка, при помощи которой можно будет нормально выезжать на ровную дорогу.

Данная функции в полной мере не может быть отключена, но есть возможность минимизировать ее работоспособность.

Не желательно также переключение на нейтралку при движении, если нет особой причины. Такой режим используют при езде в сервисных режимах, когда включен двигатель.

Иначе могут возникнуть проблемы с работой АКП. Коробку такого типа стоит регулярно диагностировать, своевременно заменять трансмиссию.

Не забывайте и такие моменты:

Не заводите авто с толкача Чтобы не сломать систему
Не допускается переключение противоположных режимов При движении автомобиля
Припарковаться или использовать реверс можно тогда Когда транспортное средство полностью остановится
Для обеспечения нормальной работы блокиратора Используйте стояночный тормоз при остановке на уклонах
Не используйте нейтральный режим Когда находитесь в пробке
Не смешивайте масла С дополнительной присадкой
Придерживайтесь сроков техобслуживания
Нельзя превышать Установленные скорости в каждом диапазоне
Если принудительно переключаете скорость Выберите режим, для которого данные скорости не являются предельными
В некоторых машинах допускается использование 4-й повышающей передачи При нажатии кнопки OD. При ее отключении индикатор уведомит об этом

Рекомендации по применению при зимнем режиме

Сложности могут возникать в зимнее время. Чтобы предотвратить поломки, необходимо помнить такие особенности:

При повороте на скользких дорогах применяйте исключительно пониженную передачу Так маневрирование будет правильным и ровным, а риск аварии – минимальным
Перед тем, как начать движение, прогрейте систему Чтобы могло прогреться и масло в АКП. Если вы торопитесь и ждать не можете, тогда хотя бы некоторое время двигайтесь медленно, чтобы машина смогла прогреться
Когда машина прогреется Рычаги переключения передач поставьте в несколько положений, не бросая при этом тормоза. В каждом положении находитесь несколько секунд
Берегите автомобиль Пару километров после начала движения используйте щадящие режимы

Помните – при большой нагрузке выделяется больше тепла в гидротрансформаторах. Подумайте об установке дополнительных радиаторов, что будут охлаждать коробку.

Фото: схема переключения коробки передач

Если долгосрочно буксируется прицеп, не используйте повышенные передачи. Итак, в зимнее время учитывайте такие рекомендации, которые позволят продлить срок эксплуатации АКП.

Прогрейте авто Если сразу нажимать газ, автомат быстро выходит из строя. Перемещайте селектор в каждое положение
Вы застряли в сугробе? При наличии понижающей передачи 1, 2 или Л, применяйте их, а не Д. в ином случае выбирайтесь из сугробов «в раскачку». Стоит плавно наживать газ, удерживать авто в крайнем положении тормозом, переключиться на заднюю скорость, снова удержать авто и т. п. За счет таких манипуляций идет большая нагрузка на гидротрансформатор, о чем нужно помнить. Отключайте стабилизационную систему ESP, что не сможет вам помочь в данном случае
Зимой часто используют рабочий тормоз, так как эффект торможения двигателями почти в полной мере отсутствует При режиме Drivе АПК не будет реагировать на сброс газа. Используйте понижающую передачу. Хотя и здесь есть риск пробуксовки колес и быстрому износу оси. Не передних приводах стоит держать газ нажатым, на задних опускайте, на полных приводах – отпускайте и снова начинайте плавно
Если совершается обгон, важно в правильный момент переключаться на повышенные передачи Иначе теряются обороты, которые снова приходится набрать. В данной ситуации такой режим, как OD при обгонах отключают, чтобы предотвратить переключение на повышенные передачи. Но здесь стоит следить за показателями на тахометре. Не дожидайтесь переключения автоматически, сами скиньте передачу. Так сэкономите время на встречных полосах. Актуально включение спортивного режима
На спуске стоит использовать пониженную передачу, если дорога сухая Так вы не перегреете тормоз. На скользких спусках лучше применять рабочий тормоз. Не стоит полностью надеяться на блокираторы вала АКП, чтобы не сократить срок эксплуатации коробки.
Ставится ручник, затем режим Р. Но помните, что могут примерзнуть колодки
На подъемах не допускайте пробуксовки Движение должно быть плавным. При снижении тяги системой ESP отключайте ее
Буксировка позволительна (и то, не на всех авто) только на скорости 50 км/час на расстоянии 50 км Переведите АКП на нейтралку. На большем расстоянии разъединяют трансмиссию
На скользком дорожном полотне на короткий период включайте нейтральный режим, чтобы предотвратить занос Включайте моментально, четко и аккуратно, тогда авто будет стабилизировано. Такой маневр позволит выровнять вращение колес. Синхронизируйте работу газа и руля

Часто задаваемые вопросы

Все нюансы сложно описать кратко. Всегда остается у водителей немало вопросов. Ответим на самые частые.

Если перестала работать после морозов

Большая часть АКП выходит из строя зимой по такой причине:

На состоянии системы отрицательно Сказываются очень низкие температурные показатели
Колеса машины буксуют на ледовой поверхности В первое время при движении, а также буксуют на месте в сугробе

Как результат, гидравлические жидкости утрачивают свои свойства в виде:

  • устойчивости к окислению;
  • вязкости при температурных перепадах;
  • устойчивости к вспениванию и т. д.

Как действует спорт режим

Спортивный режим включают кнопкой возле рычага коробки. Благодаря такой возможности авто может правильно маневрировать, когда движется интенсивно.

АКП часто включает пониженные передачи и в полной мере использует мощность двигателя.

На спортрежиме быстро переключаются ступени, можно ускориться. Показатели расходных топливных характеристик значительно повысятся.

Основные причины неисправности

Неисправности могут быть такими:

Невозможно переключать режимы работы АКП Или блокируется работа на конкретных передачах. Водителям приходится транспортировать авто эвакуаторами. Самостоятельное передвижение не рекомендовано, чтобы не повредить привод и автоматику трансмиссии
При помощи датчиков можно узнать Что не достаточно давление масел, оно перегрето и т. п. Стоит показать авто мастеру, который демонтирует трансмиссию и точно определит поломки
Иногда из строя выходят кулисы рычагов АКП В результате чего не получится изменить рабочий режим трансмиссии. Нужно будет сменить селектор и кулисы коробки
Может подтекать масло из-под уплотнителя Чтобы не допустить этого, осматривайте состояние коробки. Ремонт сложным не будет
Возникают проблемы в работе блока управления АКП Неправильный выбор оборотов при переключении передачи, самостоятельная блокировка работы трансмиссии. Нужно заменять блоки, что вышли из строя, а также управляющие шлейфы
Проблемы с гидроблоками Происходит вибрация, толчок, удар. Иногда авто не получается завести. Неисправность можно диагностировать с помощью бортового компьютера
Если возникает проблема с гидротрансформатором Также требуется провести ремонт

Любая неисправность – это результат физического износа или неправильное использование узлов. Если не своевременно заменено трансмиссионное масло, перегрев АКП неизбежен.

Видео: учимся ездить на автоматической коробке передач на Nissan Qashqai

Коробка быстро выйдет из строя. Приведем несколько признаков и причин неисправностей.

Авто не движется вперед, буксует. Задняя скорость рабочая Изношено фрикционный диск, муфту переднего направления.
Изношено или оборвано манжеты поршней муфты.
Изношено муфтовые кольца.
Заедают клапаны гидроблока
Нет задней скорости (3, 4) Изношено диски данной муфты.
Оборвался манжет поршней муфты.
Изношено, разрушено масляное уплотнительное муфтовое кольцо
Авто не движется назад. При переключениях режимов есть толчки, но нет движения Не исправен гидротрансформатор.
Нужно долить масло.
Необходима замена масляного фильтра
Машина движется на 3 скорости Изношено фрикционные диски, манжеты поршней муфты, колец.
Заедают клапаны гидроблоков.
Системой считано неисправность и выбрано аварийный режим
При переключении на непрогретых АКП — работает рывками Загрязнено гидроплиту или соленоиды. Нужно провести диагностику и чистку гидроблоков
Нет задней передачи Изношено тормозную ленту.
Изношено или оборвано манжеты поршней тормозных лент.
Обломан шток поршней таких лент.
Проблемы с системой торможения
Авто движется, когда селектор на нейтралке Плохо регулируется трос или рычаг приводов управления коробки.
Заедает поршень муфты.
Свариваются фрикционные диски с иными

Такой список можно и дальше продолжать. Сложность в том, что для определения поломки не обойтись без вскрытия трансмиссии.

Да и ремонт автоматической коробки передач не такой уж и дешевый. Ведь многие проблемы автомобилисты не в состоянии решить самостоятельно. Им приходится обращаться к специалистам.

Схема переключения коробки передач

Фото: схема переключения коробки передач

Автоматическая коробка – сложная и капризная. Ведь система не может гарантировано выбирать тот режим, который необходим в конкретную секунду.

Это стоит учитывать и не полагаться на АКП в полной мере. Заранее «оповестите» систему о своем намерении.

Тогда можно ожидать того, что коробка будет работать так, как необходимо вам. И поломки будут не такими частыми, а износ – не таким быстрым.


Обсудить