В современном мире очень легко потерять работу, а вот найти ее бывает непросто.
Как правило, свободные вакансии, которые предлагают работодатели не устраивают соискателей либо в финансовом плане, либо сам род занятий приходится им не по душе. Как быть в такой ситуации?
Государство оказывает поддержку своим гражданам и предлагает помощь в поиске подходящей работы. На время подбора вакансии оно предоставляет материальную поддержку.
Ее размер невысок, однако позволяет немного улучшить финансовую ситуацию гражданина.
Для реализации задач, связанных с помощью в трудоустройстве и материальной поддержкой, были организованы центры занятости населения.
Многие граждане знают об их существования, но далеко не все представляют, как правильно встать на учет по безработице.
Что нужно знать
Центры занятости населения функционируют во всех городах РФ. Их основная задача – оказание социальной поддержки тем россиянам, которые остались без работы.
Центры занятости оказывают услуги по подбору вакансий, обучению соискателей, а также выплате им государственных пособий по безработице.
Чтобы воспользоваться этими возможностями, необходимо пройти процедуру регистрации в центре занятости.
На учет данное учреждение принимает граждан, которые признаны безработными. Данное понятие раскрыто в ст. 3 ФЗ №1032.
В соответствии с этим нормативно-правовым актом безработными признаются лица, которые отвечают следующим признакам:
Достигли | Трудоспособного возраста |
Не имеют | Работы или заработка |
Прошли | Регистрацию в органах занятости |
Находятся | В поиске работы и готовы приступить к выполнению трудовых функций |
В данной норме определены и характеристики, которые автоматически не дают признать гражданина безработным:
Возраст | Меньше 16 лет |
Получение пенсии | По старости (в том числе досрочно) |
Осуждённые | Которым было назначено наказание в виде лишения свободы либо исправительные работы |
Лица представившие | Фальшивые документы для признания их безработными |
Отказавшиеся от 2 вакансий | Которые были предложены центром занятости |
Не явившиеся в утвержденные сроки | В центр занятости без уважительных причин |
Необходимые термины
Итак, мы раскрыли одно понятие – безработный гражданин. Также в ФЗ №1032 дается определение понятию «занятые граждане».
В соответствии со ст. 2 данного нормативного акта таковыми являются лица, соответствующие одному из следующих признаков:
Работают | По трудовому соглашению |
Занимаются | Предпринимательской деятельностью (ИП, частные нотариусы и пр.) |
Выполняют | Работы по гражданско-правовому договору |
Обучаются | На очной форме |
Проходят | Военную службу |
Избраны | На оплачиваемую должность |
Являются | Учредителями компаний с правом получения дохода |
Выступают | Членами КФХ |
Очень важным понятием является «подходящая работа». Именно ее будут предлагать безработному.
Понятие «подходящая работа» раскрыто в ст. 4 ФЗ №1032 – работа, которая соответствует профессиональной подготовке соискателя с учетом его квалификации, а также состоянию его здоровья и транспортной доступности.
Неподходящей будет признана следующая работа:
- предполагает переезд в другую местность;
- условия труда не соответствуют требованиям законодателя;
- заработок будет ниже среднемесячного дохода гражданина за последние 3 месяца.
В соответствии с п.4 ст. 4 ФЗ №1032 последний пункт имеет серьезную оговорку. Данная норма не распространяется на тех граждан, чей средний доход превышал прожиточный минимум.
Для этой категории лиц заработок по предлагаемой вакансии должен быть не меньше этой величины.
Преимущества и недостатки оформления процедуры
Оформление процедуры признания гражданина безработным имеет как плюсы, так и минусы. Начнем с преимуществ постановки на учет в центре занятости:
Возможность найти подходящую работу (п.1 ст.8 ФЗ №1032) | Центр занятости выступает своеобразным кадровым агентством. Он размещает вакансии безработных в базе, которую просматривают работодатели. Таким образом зарегистрированные лица могут получить подходящую работу |
Финансовая поддержка в виде пособия по безработице (п.1 ст.28 ФЗ №1032) | Данная сумма не является значительно, но, тем не менее, она позволяет справиться с тяжелой финансовой проблемой. Обратите внимание, что средства не будут выплачиваться бесконечно. Данное пособие компенсируется ограниченный период времени и может быть отменено по различным причинам |
Возможность посетить бесплатные курсы по повышению квалификации или пройти переобучение (п.2 ст. 9 ФЗ №1032) | В центре занятости предлагают очень обширный ассортимент программ для обучения. Уникальная возможность получить такую информацию бесплатно имеет только у безработных |
А теперь рассмотрим недостатки:
Небольшой размер пособия | Государство назначает безработным гражданам мизерное пособие. Данные средства позволяют удовлетворять минимальные потребности |
Необходимость регулярно отмечаться на бирже (п.2 ст. 35 ФЗ №1032) | Граждан предстоит постоянно посещать центр занятости.Несовременная явка может стать причиной снятия с учета и отказа в выдаче пособия |
Необходимость посещать все места потенциального трудоустройства | Причем делать это обязательно, даже если работа вас не устраивает. Невыполнение данного требования, точно также, как и неявка, приводит к снятию с регистрационного учета |
Небольшой срок пребывания на бирже | Статус безработного присваивается на ограниченный период времени. Быть безработным гражданин сможет не более 3 месяцев. Затем его снимают с учета. Если за это время не была подобрана подходящая вакансия, то он может вновь обратиться на биржу |
Законные основания
В ТК РФ нет положений, которые бы регулировали процесс постановки на учет в качестве безработных, а также иные отношения, связанные с данным процессом.
Как правильно оформить отпуск с последующим увольнением, читайте здесь.
Более подробно данный вопрос освящен в ФЗ №1032 «О занятости населения в РФ». Данный закон определил понятия «занятые граждане» (ст.2) и «безработные» (ст.3).
В нем указаны социальные гарантии, которые предоставляются гражданам РФ (глава VI). Также в данном ФЗ определён порядок регулирования и организации занятости населения (глава IV).
Правила регистрации граждан в центре занятости были утверждены постановлением Правительства №891 от 2012 года. Данный подзаконный документы определил требования к подходящей работе.
Как встать на учет по безработице в центр занятости
Чтобы встать на учет по безработице гражданин должен подготовить документы и передать их в центр занятости.
Для проверки достоверности данных, указанных в них, компетентные учреждения могут рассылать запросы в органы власти и организации (п.2 Постановление №891).
Если центр занятости принимает положительное решение по делу заявителя, то сведения о нем вносятся в специальный регистр.
Сами заявители должны быть уведомлены о вынесенном вердикте в письменном виде. Факт ознакомления удостоверяется росписью гражданина, признанного безработным.
Помните о том, что с момента постановки на учет у гражданина возникают дополнительные обязанности:
Являться в центр занятости дважды в месяц | В день, который назначен работником данной службы |
Являться для прохождения собеседования на каждую подходящую работу | Которая ему будет предложена центре занятости |
Неисполнение данных обязанностей приведет к снятию с учета в качестве безработного.
Какие нужны документы
Чтобы встать на учет, граждане должны представить следующие документы (п. 2 Постановления №891):
Паспорт | — |
Документ | Свидетельствующий о профессиональной квалификации |
Трудовая книжка | — |
Справка о среднем доходе за последние 3 месяца | Которые заявитель работал у последнего работодателя. Обратите внимание, что данный документ составляет не по форме 2-НДФЛ. В центре занятости действует собственный бланк |
Если гражданин признан инвалидом, то ему надо дополнительно представить — индивидуальную программу реабилитации.
Иной список документов утвержден для тех граждан, которые впервые ищут работу и не имеют профессии (п.5 Постановления №891):
- паспорт;
- документ об образовании.
Если не по месту регистрации
Встать на учет в качестве безработного не по месту прописки практически невозможно. На практике гражданам будет отказано в производстве данных действий.
Насколько такое решение будет законным и где нужно вставать на учет по безработице? В соответствии с п. 2. ст. 3 ФЗ №1032 решение о признании гражданина безработным выносится органами службы занятости по месту его жительства.
Понятие «место жительства» раскрыто в ст. 20 ГК РФ. В соответствии с данной нормой под данным термином понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В то же время п.2 Постановления №891 говорит о том, что регистрации подлежат все граждане вне зависимости от места их жительства или пребывания в РФ.
Учитывая эту норму, можно судить о незаконности действий сотрудников центра занятости, которые отказывают граждан в постановке на учет по причине отсутствия прописки.
Необходимо потребовать письменный отказ, а затем обжаловать его в суде.
Можно ли без прописки
Опять же вопрос — «Куда встать на учет по безработице без прописки?» — является спорным.
Сами работники центра занятости ориентируются на то, что они не могут признать гражданина в качестве безработного, если он не имеет прописки на территории определённого города или в регионе.
Даже регистрация в одном субъекте РФ не является достаточным основанием. Тем не менее, они не отказывают данным заявителям в информировании о положении на рынке труда, помощи в подборе работы, консультациях для выбора профессии.
Данные услуги оказываются вне зависимости от факта постановки на учет по безработице. Тем не менее они не будут получать пособие по безработице и прочие социальные гарантии государства.
Если после декрета
После декрета женщина имеет полное право встать на учет в центре занятости. Обычно, проблема возникает при предоставлении справки о доходах.
Напоминаем, что именно размер среднего дохода определяет сумму пособия, которую будет получать женщина. Размер данной выплаты определяется на основании ст. 30, 33, 34 Закона РФ № 1032-1.
В соответствии с данным законом пособие по безработице компенсируется гражданам, трудовой договор с которыми был расторгнут по любому основанию.
Он устанавливается в процентном отношении к среднему доходу за последние три месяца по последнему месту работы на следующих условиях:
Они имели оплачиваемую работу в течение 12 месяцев | Которые предшествуют началу безработицы |
Оплачиваемая работа была у них | Не менее 26 недель (полная рабочая неделя) |
В такой ситуации безработные могут претендовать на максимальную сумму выплат. Обратите внимание, что в 26 недель не входят периоды, когда женщина находилась в отпуске по уходу за ребенком.
Что нужно знать беременной женщине
Мы уже говорили о том, что безработные граждане – лица, которые, помимо прочего, готовы приступить к работе. Только в этом случае они принимаются на учет.
Беременной женщине надо понять, желает ли она работать или же хочет получить пособие? Выплаты по уходу за ребенком будут производиться не центром занятости, а иным учреждением.
Как рассчитать размер пенсии по старости, читайте здесь.
Как найти работу для бывших военных в Москве, смотрите здесь.
Кроме того, в соответствии с ФЗ №81 от 1995 года при постановке на учет в качестве безработной женщине придется выбирать только один вид пособия. Одновременная выплата и того, и другого – недопустима.
Постановка на учет в центре занятости – это право гражданина РФ. Он может воспользоваться им для решения финансовых трудностей на время поиска работы и подбора подходящей вакансии.
Центры занятости предлагают и другие социальные гарантии данной категории граждан.
Необходимо учитывать, что присвоение статуса «безработный» влечет за собой и дополнительные обязанности, которые необходимо выполнять в обязательном порядке.