Зная особенности выбытия основных средств (списание) в 2024 году можно минимизировать риски возникновения различного недопонимания с контролирующими органами.
Все без исключения основные средства рано или поздно изнашиваются. Принятой нормативной документацией предусмотрены и иные причины, из-за которых можно списать средства.
С целью минимизации рисков возникновения различного недопонимания с контролирующими органами, рассмотрим процедуру списания подробней.
Важные моменты
Изначально рекомендуется рассмотреть важные базовые теоретические моменты. Это позволит с легкостью производить процедуру списания средств.
Что это такое
Основные средства являются неотъемлемой частью имущества, которое используется в труде:
- на производстве;
- в процессе предоставления услуг;
- при управлении компанией.
Важно помнить — средство должно использоваться на протяжении 1 года и больше. Натуральный вид подобных объектов сохраняется.
Беря во внимание уровень износа, себестоимость ОС будет понижаться и одновременно переноситься на стоимость с использованием амортизации.
Цена ОС с вычетом амортизационных начислений является чистым средством. Это остаточная себестоимость.
Важно помнить — выбытие основных средств из организации отражается в бухгалтерском учете.
Допустимые причины
С баланса организации подлежат списанию сооружения, производственное оборудование, материалы, транспортные средства и прочее, что относится к ОС, если была установлена негодность, из-за:
Физического износа | Средство стало негодным для дальнейшего применения и несет убыток |
Возникновение аварийной ситуации | Либо же какое-либо стихийное бедствие |
Нарушение нормальных условий | Эксплуатации и так далее |
Подлежат списанию и объекты, которые признаны морально устаревшими во время строительства, расширения, реконструкции и технической модернизации предприятия, цеха либо же конкретного объекта.
Имущественные объекты необходимо списать в тот момент, когда невозможно их восстановить или это признано нецелесообразным в экономическом смысле.
Предусмотрены и иные причины для списания, а именно:
- объект планируется продать иной компании либо физическому лицу;
- средство подлежит передаче каким-либо третьим лицам на безвозмездной основе;
- пополняется уставный капитал другой компании (иное лицо увеличивает размер за счет ОС);
- было принято решение сдать ОС в аренду на определенный период.
Нельзя списать капитальные строения и иное оборудование, которое подлежит модернизации либо же ремонтных работ.
Дополнительно не списываются объекты, которые передаются между структурными подразделениями.
Нормативное регулирование
Основным нормативным документом принято считать МУ (Методическое указание) по осуществления бухучета средств.
Оно было разработано и утверждено на основании Приказа № 91н. Что касается правил ведения бухучета, то они регулируются ПБУ 6/01.
Оформление списания ОС
Основными этапами проведения процедуры списания принято считать:
Изначально формируется комиссия по списанию объекта | Которая утверждается соответствующим Приказом руководства компании |
На следующем этапе комиссия формирует соответствующее заключение | После процедуры проверки выбывающего объекта |
Далее утверждается Приказ | Относительно списания либо же частичной ликвидации |
После этого формируется акт | Относительно списания основных средств |
Далее происходит корректировка информации | В инвентарных картах основных средств |
Далее процедура списания отображается | В бухгалтерском учете |
В процессе выбытия имущества может формироваться такая документация:
Акт по форме ОС-1 | Формируется для всех без исключения ОС за исключением капитального сооружения |
ОС-1а | Составляется для сооружений и зданий |
ОС-1б | Оставляется при необходимости в групповой передаче объектов (на основании Постановления № 7 от января 2003 года) |
Формы ОС 4, 4а | И так далее |
Иными словами, необходимо подготовить документацию, которая может в полной мере подтвердить списание основного средства, а также отображает аргумент по вопросу отсутствия возможности дальнейшего использования объекта.
Формула расчета коэффициента
Коэффициент износа ОС подразумевает под собой соотношение суммированных амортизационных отчислений к первоначальной себестоимости конкретного средства.
Его рассчитывают в процентном соотношении, для чего рассчитанный показатель умножается на 100%. Формула имеет вид:
Киз. = Асум. / Ист. х 100
Асум. | Размер амортизационных отчислений за определенный период |
Ист. | Первоначальная себестоимость средства |
Сведения с целью расчета амортизационного отчисления, а также себестоимость основного актива, коэффициент износа по которому необходимо рассчитать, нужно брать из бухгалтерской отчетности компании.
Какими следующими первичными документами нужно оформить
Выбытие основных средств часто считают обыденным и легким делом. Однако это не совсем так, поскольку компаниям нужно документальное оформление, которое подтверждает законность списания.
Как участвовать в электронных торгах, читайте здесь.
Списание влечет за собой формирование соответствующего Приказа о формировании комиссии, в чьи обязанности входит выбытие списание ОС.
К сведению — формирование комиссии осуществляется исключительно на основании Приказа. В состав комиссии могут быть включены:
- уполномоченное лицо бухгалтерии;
- специалисты технического отдела;
- МОЛ, на балансе которых находится ОС.
Рассмотрим подробней, как формируется Приказ и акт о списании ОС.
Приказ
На основании утвержденных методических указаний, в процессе списания ОС компания в обязательном порядке должна формировать соответствующий акт.
В какой-либо дополнительной документации в нормативной документации не сказано. К примеру, Приказ на выбытие средств не считается обязательным.
Одновременно с этим, в большинстве случаев налоговая инспекция может запросить его в процессе выездной проверки организации.
Нередко документ необходим с целью отображения его в качестве основания для формирования акта о списании.
Письмо Министерства финансов от июля 2009 года также дает четко определение тому, что Приказ на выбытие для избегания различного рода недопонимания формировать все-таки стоит.
Российское законодательство не отображает конкретной формы документа, поэтому его можно формировать произвольным образом.
Помимо основных стандартов реквизитов (номера и даты формирования Приказа, названия компании, города) в основном тексте нужно указать:
- инвентарный номер объекта;
- основной фактор, который послужил для выбытия;
- период ликвидации (если он предусмотрен);
- факторы, влияющие на формирование Приказа;
- поручение уполномоченным лицам бухгалтерии, МОЛ, и иным ответственным сотрудникам.
Все без исключения лица, которые получили четкие указания на основании Приказа, в обязательном порядке ставят подпись, которая подтверждает их ознакомление.
К сведению — Приказ обязательно должен быть подписан директором организации. Образец Приказа на списание можно скачать здесь.
Образец акта на списание основных средств пришедших в негодность
Основной документацией, которая способна подтвердить деятельность специальной комиссии, принято считать акт о списании.
В нем крайне важно отобразить в документ такую информацию относительно списываемого средства:
- период изготовления;
- когда именно и по какой себестоимости была постановка на баланс компании;
- установленный период эксплуатации;
- суммарный размер насчитанной амортизации;
- основания для выбытия;
- персональные характеристики.
После формирования акта, он подлежит подписанию всеми без исключения членами специальной комиссии и подлежит утверждению руководством предприятия.
Исключительно после этого в инвентарной карте объекта отображаются сведения относительно его списания.
Этот вопрос ложится на плечи уполномоченного лица бухгалтерского отдела. Инвентарная карта подлежит хранению в компании после списания любого типа объекта на протяжении 5 лет.
Видео: выбытие основных средств
Все без исключения бухгалтерские записи должны быть сделаны на базе сформированного акта о списании.
Важно помнить — акт о списании формируется в нескольких экземплярах. Акт должен быть передан уполномоченным лицам:
- бухгалтерского отдела;
- МОЛ конкретного объекта.
Категорически запрещается допускать в акте какие-либо ошибки или опечатки.
Отражение проводками в бухгалтерском учете
Выбытие основных средств несет за собой необходимость изменений в балансе компании. Уполномоченное лицо бухгалтерии, которое знает факторы, делает все необходимые записи.
Из-за того, по каким именно основаниям осуществляется выбытие средств, могут изменяться.
Если же предприятие осуществляется по причине износа объекта, то следует применить такие бухгалтерские проводки:
Дебет 01 (применяется соответствующий субсчет по списанию средств) – Кредит 01 | C целью выбытия изначальной себестоимости |
Дебет 02 – Кредит 01 (счета) | Осуществляется списание амортизации |
Дебет 91 – Кредит 01 (по субсчету) | Факт списания оставшейся себестоимости объекта |
Если компания изъявила желание реализовать ОС иной организации, то нужно использовать такие проводки:
Дебет 01 (субсчет) – Кредит 01 | Подтверждается списание первоначальной себестоимости |
Дебет 02 – Кредит 01 (субсчет) | Подтверждается факт списания амортизации |
Дебет 91 – Кредит 01 (субсчет) | Подтверждается списание остатка от себестоимости конкретного объекта |
В такой ситуации остаточная стоимость отображается в перечне иной прибыли. Дополнительно нужно отобразить выручку в четком соответствии с проводкой Дебет 62 – Кредит 91.
Дополнительно нужно отобразить и сумму начисленного НДС проводкой Дебет 91 – Кредит 68. Необходимо не забывать о применении ОС в качестве вклада в УК.
В данной ситуации речь идет о том, когда осуществляется передача иной компании в качестве вложений.
Впоследствии первоначальный собственник конкретного объекта будет иметь возможность получать дивиденды.
Списание изначальной себестоимости и амортизации осуществляется таким же образом, как и в прошлых ситуациях, но сам факт передачи отображается проводкой:
Дебет 58 –Кредит 01 (субсчет)
Существуют и некоторые иные специфические ситуации, которые требуют применения специальных проводок в бухгалтерском учете компании.
Примеры
Компания в октябре 2016 года приняла решение ликвидировать свое производственное оборудования, амортизационные начисления по которому были начислены в полном объеме, изначальной себестоимостью в 270 тысяч рублей.
Демонтажные работы и вывоз осуществлялся самостоятельно с помощью вспомогательного производства.
ИП считается юридическим или физическим лицом, читайте здесь.
Про БСО, смотрите здесь.
Цеховые расходы вспомогательного производства составили 18 тысяч рублей. В процессе разборке оприходованы запчасти по рыночной цене 11,6 тысяч рублей, в том числе и металлолом по цене 800 рублей.
В таблице отображены следующие названия субсчетов:
01 | 1 “ОС в эксплуатации” |
01 | 2 “Списание ОС” |
Рассмотрим более подробно:
Дебет | Кредит | Размер, тыс., руб. | Разъяснение |
01-2 | 01-1 | 270 | Списание изначальной цены ликвидируемого средства |
02 | 01-2 | 270 | Списание размера амортизационного начисления |
91-2 | 23 | 18 | Отображение затрат вспомогательного производства по демонтажу ОС |
10-5 | 91-1 | 11,6 | Оприходование запчастей, которые получены во время демонтажа |
10-6 | 91-1 | 0,8 | Оприходование металлолома при демонтаже |
99 | 91-9 | 5,6 | Списание сальдо – прибыль и затраты |
Напоследок хотелось бы отметить, что процедура списания не влечет за собой каких-либо сложностей.
Однако нужно учитывать все рассмотренные нюансы с целью минимизации рисков недопонимания с налоговыми органами.