Как заполнить форму акта на списание ТМЦ (товарно-материальных ценностей)

0

Как заполнить форму акта на списание ТМЦ (товарно-материальных ценностей) в 2024 году? Для ответа на этот вопрос необходимо знать о некоторых нюансах, которые отображены в законодательстве РФ.

Во многих компаниях рано или поздно возникает необходимость в списании ТМЦ. Для этих целей им необходимо составлять соответствующий акт. Рассмотрим подробней, как сформировать акт списания ТМЦ.

Основные моменты

Все без исключения отечественные компании и частные предприниматели в процессе своей хозяйственной деятельности должные вести бухгалтерский учет и сдавать в соответствующие органы необходимые отчеты в установленный период.

Механизм такой процедуры подразумевает под собой некоторые особенности. С ними рекомендуется ознакомиться заранее.

Одним из ключевых моментов по праву считается необходимость в отображении сведений по вопросу материальных ценностей.

Причем речь идет не только об их наличии, но также и о прекращении применения. Под этим подразумевается формирование соответствующей сопроводительной документации и соблюдение определенной процедуры.

Под процедурой подразумевается сбор соответствующей комиссии, на основании принятия решений которой подлежат списанию ТМЦ.

Что нужно знать

На сегодня имеется немалых перечень законодательных актов, которые напрямую связаны с процедурой списания материальных ценностей.

Прежде чем приступить к их рассмотрению рекомендуется изучить базовую терминологию. В ином случае есть большая вероятность возникновения трудностей при составлении такого документа, как акт на списание пришедших в негодность ТМЦ.

К такой терминологии относят:

  • ТМЦ;
  • предусмотренный период годности;
  • какой именно установлен период полезного применения;
  • документ, подтверждающий факт списания (акт);
  • материальные ценности.

Под определением “материальные ценности” подразумевается некий объект, у которого есть определенная ценность, выражаемая в денежном эквиваленте.

По сути, это может быть что угодно. Все без исключения материальные ценности, а также любое иное применяемое в предпринимательской деятельности имущество обладает периодом годности.

Одновременно с этим, под терминологией “срок годности” подразумевается определенный временной промежуток, в течении которого допускается возможность использования имущества либо же он обладает максимальной эффективностью.

В большинстве случаев, под материальными ценностями подразумевается:

  • товары различного вида;
  • материалы и даже сырье;
  • производственные запасы;
  • производство на разных стадиях.

На данный показатель оказывают прямое воздействие различные факторы. Нередко период годности устанавливается непосредственным производителем. Таким же образом обстоя дела и с периодом полезного применения.

Под этой терминологией скрывается определенный временной промежуток, на протяжении которого материальные ценности оказывают помощь в достижении поставленных целей.

По завершению периода годности и срока полезного применения ТМЦ подлежит списанию на основании сформированного акта.

Под определением “акт списания” подразумевается документ, который подтверждает законность списания того или иного имущества.

Нередко он составляется в произвольной форме либо же она утверждается непосредственно внутренней документацией предприятия.

Одновременно с этим необходимо помнить о том, что законодательством предусмотрены некоторые формы для акта. К примеру, унифицированная форма М-29 акта формируется в строительных компаниях.

С какой целью создается

Рассматриваемый акт на списание материальных ценностей является документом, который предоставляет возможность решить немалое число различного рода задач.

В частности речь идет о таких задачах, как:

Формирование отчетности с целью предоставления в различные органы Иными словами предоставляет возможность сделать отчет об имуществе, которое было списано по различным причинам
Упорядочивание отчетности Несет под собой финансовый характер
Акт относится к документации строгой отчетности Иными словами его можно предоставить в банковское учреждение с целью получения финансовой помощи либо же привлечении инвестора, поскольку отображает реальное финансовое положение компании либо ИП
И так далее

Крайне важно относится к вопросу составления акта относительно списания материальных ценностей со всей серьезностью.

Во многом это связано с тем, что составление акта многими неблагонадежными предприятиями несет под собой реализацию различных противоправных схем.

При допущении каких-либо ошибок в процессе формирования документации – налоговый орган в ходе камеральной проверки их однозначно выявит. Как минимум, это повлечет за собой привлечение к административной ответственности.

Законные основания

Основной документацией по данному вопросу принято считать Приказ Министерства России № 162н от декабря 2010 года, в котором подробно описывается суть формирования акта на списание.

Кроме того, рекомендуется подробней изучить Федеральный закон № 402 от декабря 2011 года, в частности главу № 4.

В указанном законодательном акте описывается процедура составления акта, а также некоторые немаловажные особенности.

Как заполнить бланк акта на списание ТМЦ

Механизм составления акта на списание четко регулируется указанным законодательством.
Нарушение правил может привести к привлечению к административной ответственности. По этой причине рассмотрим имеющиеся нюансы подробней.

Правила проведения процедуры

С целью списания материальных ценностей в обязательном порядке необходимо сформировать специальную комиссию.

В ее состав могут входить материально ответственные сотрудники из различных структурных подразделений компании.

В их непосредственные обязанности входит:

  • обнаружение различных дефектов;
  • освидетельствование имеющихся механических и иных повреждений;
  • подтверждение неисправности оборудования, техники, хозяйственного инвентаря и так далее.

Иными словами, они подтверждают негодность той или иной материальной ценности, которая числиться на балансе организации.

После установления подобных фактов, они могут приступить к формированию соответствующего акта относительно списания имущества, пришедшего в негодность.

В больших компаниях для таких действий разработана персональная инструкция.

Важно помнить: с целью списания материалов в обязательном порядке необходимо иметь в наличии соответствующее документальное подтверждение.

Категорически запрещается списание торгово-материальных ценностей без наличия веских оснований, которые обладают необходимой доказательной базой, поскольку в процессе бухгалтерского учета могут возникнуть сложности.

В частности, во время процедуры списания ценностей может быть задействована и иная дополнительная документация. К ней можно отнести:

Отчет относительно изготовленного за определенный временной промежуток товара В частности, отображается объем, название и так далее
Отчеты, составленные материально ответственными лицами Относительно применения материальных ценностей
Письменная документация Относительно затрат материала с обязательными разъяснениями
Принятая калькуляция По утвержденным нормам материальных расходов с целью производства 1 единицы продукции
Иная финансовая и отчетная документация

В обязательном порядке перед началом процедуры списания в компании нужно повести соответствующую инвентаризацию.

Формирование документа

Формирование документа в обязательном порядке должна отображать не только сведения о компании, но и членов комиссии, а именно:

  • занимаемые должности;
  • полные инициалы каждого члена комиссии;
  • подробный список списываемого товара, материала, в том числе и себестоимость за каждую единицу;
  • причина для списания.

Комиссия в обязательном порядке должна быть назначена соответствующим Приказом руководства компании, в нем же указывается и председатель.

Важно помнить — приказ составляется о назначении комиссии в обязательном порядке.

По завершению указания всех необходимых сведений в документ, каждый член комиссии проставляет свою персональную подпись, тем самым подтверждая достоверность указанной информации. Помимо этого, акт должен подписать и директор фирмы.

Видео: создаем акт списания

Акт относительно списания материалов обладает юридической силой, по причине того, что по нему представители бухгалтерии формируют балансовую себестоимость списываемых материальных ценностей, в том числе и рассчитывают финансовые затраты.

Одновременно с этим данные сведения отображаются и в непосредственном налоговом учете юридических лиц и ИП при ведении бизнеса.

По причине того, что унифицированная форма не предусмотрена, то документ может формировать произвольно либо же по строго разработанному персональному шаблону непосредственной организации.

Законодательством РФ допускается возможность формирования документа на стандартном листе формата А4 либо же на фирменном бланке компании. При этом предусмотрен только 1 экземпляр.

В некоторых ситуациях необходимо сделать копию рассматриваемого документа. К примеру, при его движении внутри организации.

Важно помнить — печать организации в акте не обязательна, поскольку он относится к внутреннему обороту предприятия и подлежит фиксации в соответствующем журнале.

Образец заполнения

С целью минимизации рисков занесения в рассматриваемый документ недостоверных сведений рекомендуется изучить образец:

Фото: акт по списанию материалов

Пустой бланк акта на списание материальных ценностей для заполнения можно скачать здесь.

Заключение комиссии

Решение относительно списания торгово-материальных ценностей, как отмечалось выше, принимает специальная комиссия, которая может быть временной либо постоянной.

В состав комиссии могут входить:

Главный бухгалтер При его наличии
Уполномоченное лицо Которое несет полую материальную ответственность
При необходимости списать какое-либо профессиональное оборудование В состав комиссии могут быть включены дополнительно и квалифицированные специалисты

Дополнительно стоит обращать внимание на то, что в состав комиссии могут быть включены и представители контролирующего органа.

Основными функциями комиссии принято считать:

  • визуальный и технический осмотр непосредственной материальной ценности, включая его состояние в работе;
  • установление причины выхода из строя торгово-материальных ценностей;
  • предоставления соответствующего акта осмотра.

По завершению проверки, комиссия формирует акт осмотра ТМЦ подлежащих списанию.

Что необходимо сделать после

По завершению процедуры списания ТМЦ, у ответственного лица бухгалтерского отдела должны сформироваться соответствующие проводки, которые имеют вид:

Дебет 94 Кредит 10 Необходимость в ее формировании возникает при порче материальной ценности
Дебет 20 Кредит 10 Отображает размер естественного убытка (при передаче материала в производство)

Стоит отметить, что сумма должна быть меньше либо же равняться установленному лимиту, который был принят компанией.

Если же размер списанных ценностей больше лимита, возмещение недостачи осуществляется непосредственным виновником с помощью дебета 73.2.

Дебет 99 Кредит 10 Отображается в том случае, если основной причиной порчи ТМЦ стало стихийное бедствие
Дебет 44 Кредит 10 Отображается при передаче материала непосредственно на упаковку готового товара
Дебет 25 кредит 10 Отображает необходимость списания материала непосредственно в том случае, если оно передается на обслуживание производства

Исходя из всего вышесказанного, можно с уверенностью говорить о том, что в составлении рассматриваемого документа нет каких-либо сложностей.

Достаточно только следовать установленным правилам законодательством РФ и следить за достоверностью указанных сведений.


Обсудить