Любая профессия предполагает определенный перечень требований к специалисту. Некоторые из них заявляются устно, другие закрепляются официально. Как в 2024 году выглядит должностная инструкция продавца-кассира?
По трудовому законодательству работодатели не обязаны разрабатывать инструкцию для каждой должности. Но на практике наличие такой инструкции существенно упрощает трудовые отношения.
Главным образом потому, что понятны требования к работнику и четко определены трудовые функции. Каковы в 2024 году должностные обязанности продавца-кассира?
Что нужно знать
Должностные инструкции разрабатываются как на стадии проектирования бизнеса, так и для уже действующего бизнеса со сложившимися трудовыми отношениями.
В первом случае положения документа определяются исходя из смоделированных трудовых процессов, во втором случае анализируются конкретные трудовые отношения, сложившиеся в организации.
Независимо от способа разработки документа алгоритм действий одинаков. Весь процесс создания должностных инструкций состоит из нескольких этапов:
- Подготовительный этап.
- Разработка проекта.
- Согласование положений проекта.
- Утверждение инструкции.
На этапе подготовки изучаются правовые нормы, которые регламентируют деятельность должностных лиц, а также правила разработки и сохранения организационно-правовой документации.
Локальные нормы требуют, чтобы работодатель разработал, согласовал и утвердил Положение о должностной инструкции.
В этом документе оговаривается порядок создания инструкции и все нюансы, связанные с разработкой, утверждением и хранением.
Создаваемые должностные инструкции должны соответствовать Положению. Это придает созданным инструкциям унифицированность, четкость и юридическую силу.
Основные сведения
Должностная инструкция является локальным нормативным актом, который принимается работодателем.
По ст.8 ТК РФ работодатели, не являющиеся физлицами, вправе утверждать локальные документы, содержащие нормы трудового права в соответствии с трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями.
Потому практически все работодатели, являющиеся юрлицами, могут утверждать должностные инструкции с целью регламентирования трудовых отношений.
Нормы таких локальных актов не должны ухудшать положение работников в сравнении с действующим трудовым законодательством и прочими нормативами.
Согласно письму Роструда составлять должностные инструкции целесообразно, когда трудовой договор с работником недостаточно раскрывает трудовые функции работника.
Например, в договоре указаны только должность, специальность или профессии без подробного раскрытия всех присущих должности обязанностей.
Утверждать должностную инструкцию можно для любой должности, указанной в штатном расписании. Причем инструкция утверждается отдельно для конкретной должности.
Зачем они устанавливаются
К основным задачам должностной инструкции относятся:
- установление квалификационных требований к должности и выполняемой работе (образование, навыки, опыт работы и т. д.);
- определение должностных функций (круг обязанностей, объемы работы и прочее);
- установление пределов ответственности сотрудника.
Работодатель при наличии должностной инструкции вправе:
- обосновать отказ в приеме на должность, если соискатель не соответствует требованиям к квалификации, опыты и прочим параметрам;
- оценить объективно работу сотрудника во время испытательного периода;
- распределить трудовые функции между работниками;
- оценить полноту исполнения трудовых функций работником;
- обосновать несоответствие сотрудника должности при проведении аттестации;
- обосновать правомерность дисциплинарного взыскания за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей.
Законодательная база
Содержание и структура должностной инструкции не регламентирована нормативно-правовыми актами. Это позволяет создавать ее с учетом определенной специфики организации труда у работодателя.
Согласно ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ № 65-ст от 3.03.2003, к должностной инструкции предъявляются требование о составлении документа на государственном языке и в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с Приказом Минкультуры РФ № 536 от 8.11.2005 текст инструкции излагается от третьего лица и в содержании применяются такие выражения, как «должен», «следует», «необходимо», «запрещается», «не допускается».
Кроме того указанные нормативы определяют, что констатирующей частью должностной инструкции выступает раздел «Общие положения», где отображаются основания разработки, назначение документа, сфера применения, ответственность за нарушение установленных норм.
Основной текст инструкции делится на главы, пункты и подпункты. Основополагающими разделами инструкциями выступают:
- общие положения;
- должностные обязанности;
- права;
- ответственность.
При необходимости в инструкцию добавляются дополнительные разделы, например:
- критерии оценка качества выполненной работы;
- порядок аттестации;
- порядок изменения инструкции.
В содержание должностной инструкции могут включаться требования, не противоречащие федеральному законодательству РФ.
По ТК РФ не допускаются ограничения или приоритет, связанные с национальностью, расой, языком, социальным статусом, местом жительства. Возрастом, политическими убеждениями, религией.
Должностные обязанности продавца-кассира для резюме
В разных организациях должностные обязанности продавца-кассира могут отличаться. Где-то сотрудник работает только на кассе, а где-то совмещаются обязанности кассира и продавца-консультанта.
Специфика должности отображается в инструкции. Но, как правило, требования к одинаковым должностям схожи.
В преддверии составления резюме можно изучить образец соответствующей инструкции. Образец должностной инструкции для торгового представителя можно скачать здесь.
Составляя резюме на должность продавца-кассира, следует обращать внимание не только на требования руководства, заявленные применительно к вакансии.
Рекомендуется изучить примерные должностные инструкции по аналогичной должности. Исходя из содержания этих документов, можно понять, какие факторы будут иметь значения, а какие можно и не указывать.
В частности обращать внимание нужно на общие требования, перечень обязанностей, права, ответственность.
Основная задача соискателя – указать свои преимущества, которые выделят его среди других претендентов.
Общие положения документа
Согласно стандартной должностной инструкции для продавца-кассира, человек, занимающий эту должность:
- относится к категории специалистов;
- принимается на должность и увольняется по приказу директора магазина/гендиректора компании;
- подчиняется директору или заведующему.
Что по поводу непосредственных требований к соискателю, это:
- среднее профессиональное или высшее образование;
- опыт работы по специальности не менее года;
- знание контрольно-кассовой дисциплины и нюансов заполнения расходного документа;
- знание ККТ и ПК, в том числе умение пользоваться специализированными программами;
- наличие медицинской книжки.
Соответственно в резюме на должность нужно указать:
- уровень образования;
- стаж работы;
- трудовые навыки и умения.
Если имеются какие-то подтверждения о повышении квалификации, награждениях, поощрениях, то все подобные факты следует указать.
Дадут ли материнский капитал, если родилась двойня, читайте здесь.
Для такого сотрудника, как продавец-кассир основные обязанности это обслуживание клиентов при выборе товара и его оформлении на кассе.
Права и ответственность
К правам продавца-кассира согласно инструкции относятся возможности внесения предложений по совершенствованию работы, требования обеспечения организационных и технических условий для исполнения должностных обязанностей.
Но при составлении резюме большее внимание следует обращать на ответственность сотрудника. Так продавец-кассир несет ответственность:
- за сохранность вверенных товаров, денежных средств и иных материальных ценностей;
- за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;
- за несоблюдение положений должностной инструкции и локальных норм, в том числе положений о конфиденциальности информации и сохранности коммерческой тайны;
- за нарушение трудовой дисциплины и трудового распорядка;
- за несоблюдение правил техники безопасности.
То есть кандидат должен знать основные нормы ответственности и быть готовым в точности соблюдать установленные нормы.
Требования к личным качествам
Если в первую очередь при приеме сотрудника на работу обращают внимание на профессиональную подготовку, то следующим фактором оценки становятся личные качества претендента.
Отсутствие требуемых качеств не позволит надолго остаться в профессии. По обыкновению от продавца-кассира работодатель требует таких качеств, как:
- эмоциональная ответственность;
- уравновешенность;
- способность к ответственности за свои действия и решения;
- готовность к обучению;
- хорошая память;
- повышенная внимательность;
- вежливость;
- доброжелательность.
Зачастую одним из основных требований становится отсутствие вредных привычек. Это отнюдь не прихоть работодателя.
Время, которое тратится на перекуры, может сказываться на качестве выполнения работы. А пристрастие к алкоголю и вовсе недопустимо при работе с материальными ценностями и общении с покупателями.
Возникающие нюансы
Если сотрудник оформлен как продавец-кассир, функциональные обязанности его по инструкции предполагают знание следующих моментов:
- порядок ведения кассовых операций;
- правила по учету денежных средств;
- требования к оформлению кассовой документации;
- порядок сохранности и оформления документов;
- порядок учета наличности и составления отчетности.
Продавец-кассир должен уметь почти одновременно выполнять такие функции как оформление покупки, упаковка и передача товара покупателю.
Кроме того нюансы могут определяться конкретной должностью, в зависимости от уровня ответственности, вида реализуемого товара и прочих критериев.
Для старшего
Старшим продавцом назначаться может работник, который определенным образом повысил квалификацию либо работал на аналогичной должности в другой организации.
Обязанностями работника являются контроль и координация деятельности кассиров и консультантов, а также организация бесперебойной работы магазина.
Нужными навыками для старшего продавца выступают:
- коммуникабельность и энергичность;
- знание товароведения;
- знание складского хозяйства;
- знание основ товароведения, экономики, организации и охраны труда, мерчендайзинга, психологии, этики, законодательства РФ, техники безопасности и противопожарной безопасности.
Важным качеством для старшего продавца является способность к разрешению конфликтных ситуаций. Данный сотрудник несет ответственность за качество работы остальных работников.
В магазине одежды
Продавцу одежды необходимо уметь выполнять такие обязанности, как:
- профессиональное обслуживание клиентов;
- подготовка товара к продаже;
- размещение ценников и выкладка товаров;
- информирование покупателя о характеристиках товара;
- оформление необходимой документации при товаре;
- соблюдение санитарных норм.
Из вышеизложенного следует, что продавец одежды обязан знать максимум информации о нюансах подбора одежды. И это не только технические критерии в виде размеров, но потребности различных групп покупателей.
В процессе обслуживания продавцу в магазине одежды нужно уметь поддержать разговор с клиентом, понятно разъяснить особенности товара, правильно понять запросы клиента.
Видео: какой он лучший продавец кассир консультант и его качества
При этом здесь важны стрессоустойчивость и коммуникабельность, поскольку покупатели бывают разными.
Продовольственных товаров
Сфера торговли продуктами это отрасль, в которой особо важны санитарные правила и требования. Нужно знать:
Санитарные требования | К хранению, размещению и торговле продовольственными товарами |
Общие правила | Торговой деятельности |
Нюансы, связанные с реализацией определенных категорий товаров | Температура и сроки хранения, требования к упаковке и прочее |
Меры ответственности | За нарушение санитарных норм и правил торговли |
Обязательным требованием к продавцу продуктов выступает наличие медицинской книжки. Также важен внешний вид сотрудника, его чистоплотность и аккуратность.
По совместительству консультанта
В перечне требований к продавцу-консультанту помимо основных задач, содержатся такие обязательные характеристики, как:
- опрятность внешнего вида;
- целеустремленность в повышении продаж;
- грамотная речь.
Консультанту необходимо знать:
- товароведение и стандарты;
- нормативные документы организации;
- свойства и характеристики товаров;
- установленные цены;
- сведения о производителях и поставщиках;
- методики обслуживания покупателей;
- правила оформления витрин;
- нормы пожарной безопасности, санитарных правил, трудового законодательства;
- технологии личных продаж.
Продавец-консультант непродовольственных товаров должен уметь осуществить предпродажную подготовку товара, правильно упаковать и распаковать товар, разъяснить покупателю основные характеристики товара.
Как продать неприватизированную квартиру с долгами, читайте здесь.
До скольки можно шуметь в Москве, смотрите здесь.
В целом общий перечень должностных обязанностей продавца сводится к знанию основных правил торговли, санитарии, коммуникации.
Требования к должности обусловлены конкретным направлением деятельности. Специфику деятельности следует учитывать при составлении резюме, поскольку первоначальный отбор осуществляется на основании сведений, которые заявил сам претендент.
Возможность дальнейшей работы будет определяться работодателем на основании проверки соответствия работника положениям должностной инструкции.