Как получить ЭЦП физическому лицу в 2024 году? Для ответа на данный вопрос необходимо знать некоторые особенности и утвержденные законодательные акты.
Получить электронную подпись для физических лиц в 2024 году довольно-таки легко. До недавнего времени обычным гражданам в ее оформлении не было необходимости.
Электронная цифровая подпись в прошлые годы воспринималась исключительно в качестве инструмента в процессе ведения предпринимательской деятельности, поскольку она позволяет пописывать различные соглашения в режиме онлайн.
Однако время не стоит на месте, поэтому большая часть населения в стремлении улучшить себе жизнь пытаются оформить для себя ЭЦП.
Общие моменты
По сути, электронная цифровая подпись не подразумевает под собой какой-либо сложной процедуры.
Одновременно с этим, необходимо понимать, что получит ЭЦП в кратчайшие сроки можно только при условии знания теоретической стороны и основных законодательных актов. По этой причине рассмотрим общие моменты подробней.
Что это такое
Под определением “ЭЦП” подразумевается подпись физического лица, которая выполнена в электронном формате на компьютере.
Как и стандартная подпись, электронная является уникальной. Под этим подразумевается право собственности исключительно одному физическому лицу, и при копировании преследуется по закону.
ЭЦП предоставляется по ГОСТу Р 34.10-2012, который ответственный за создание и защиту электронных средств.
В большинстве случаев электронная подпись используется юридическими лицами, к примеру, большими предприятиями, которые облают немалым штатом наемных сотрудников и несколькими структурными подразделениями.
Благодаря наличию ЭЦП, руководство одного филиала имеет право подписывать документации, не дожидаясь, пока она придет заказным письмом.
Иными словами, ЭЦП позволяет организовать удаленную работу документооборота предприятия.
Сегодня предусматривается несколько разновидностей подписи, а именно:
Простая | Способна подтвердить факт составления определенного документа конкретным физическим лицом |
Усиленная неквалифицированная | Оставляется определенным лицом и подтверждает тот факт, что после ее проставления документ не видоизменялся |
Усиленная квалифицированная | Проставляется таким же способом, как и предыдущая, однако может быть оформлена в специализированных центрах |
Необходимо обращать внимание на то, что исключительно последняя разновидность ЭЦП способна в полной мере заменить стандартный вариант подписи.
К примеру, ее можно проставлять во время сдаче любого типа документа в государственные учреждения.
Остальные подвиды подписи применяются исключительно с целью подтверждения сделки. По сути, они отображают факт ознакомления с той или иной документацией.
Каково назначение
В большинстве случаев ЭЦП необходима юридическим лицам, особенно большим компаниям, которые обладают несколькими филиалами в различных населенных пунктах либо же сотрудничают с партнерами в иных регионах и государствах.
Что касается физических лиц, то электронная цифровая подпись часто необходима в таких случаях:
- возникла необходимость в получении какой-либо услуги через официальный портал Госуслуг. Наличие электронной подписи предоставляет возможность получить доступ ко всем без
- исключения сервисам — отслеживание штрафных санкций, заполнение анкеты и так далее;
- составление декларации в территориальное представительство налогового органа;
при открытии ИП; - формирование заявки на получение патента на изобретение;
- использование для осуществления различных торгов и так далее.
Нередко применяется ЭЦП для Росреестра для физических лиц. Стоит отметить, что электронная подпись может использоваться гражданами, которые осуществляют свою трудовую деятельность в удаленном режиме либо же в иных регионах (не по месту проживания).
Такие лица имеют право подписывать соглашения, различные акты и сметы, причем, не выходя из собственного дома.
Важно помнить — сегодня немало ВУЗов предусматривают возможность принятия документации на поступление с ЭЦП от иногородних граждан.
Нормативное регулирование
Все вопросы относительно электронной цифровой подписи регулируются:
Федеральным законом № 1 от 2002 года | Дает четко определение ЭЦП и варианты их применения |
Федеральным законом № 149 | Гарантирует высокий уровень защиты персональных сведений |
Федеральным законом № 402 и ст. 434 Гражданского Кодекса | Отображает способы организации цифровой подписи |
Ст. 93 Налогового Кодекса РФ | Предусматривает возможность электронного обмена различными сведениями между налогоплательщиками и физическими лицами |
Федеральным законом № 63 | Предусматривает несколько разновидностей цифровой подписи |
Федеральным законом № 44 | Предусматривает возможность подписания с помощью ЭЦП различных контрактов |
Данный перечень не является исчерпывающим, однако именно в них рассматриваются наиболее важные вопросы относительно порядка получения и использования электронной цифровой подписи.
Как оформить ЭЦП физическому лицу
Для возможности получи цифровую подпись, следует обратиться в удостоверяющий центр с полным пакетом установленной документации и заполненными бланками.
Как получить кредит для ООО без залога и поручителей, читайте здесь.
Дополнительно необходимо помнить: при обращении следует иметь при себе флешку либо же диск, куда в дальнейшем заносится закрытая часть ключа. Ее следует знать только владельцу.
Весь механизм оформления состоит из нескольких пунктов, а именно:
Обращение в уполномоченный центр за получением сертификата и необходимых ключей | (обязательно нужно иметь при себе полный пакет документов). Процедура передачи документов не занимает много времени |
Для каждой конкретной подписи следует обязательно подобрать пароль | Наиболее оптимальным вариантом считается применение простых паролей, поскольку их нет необходимости заменить и при их утрате нужно повторно оформлять ключ |
Далее нужно заполнить все необходимые бланки | Которые позволяют получить открытый либо же регенерировать закрытый ключ, а также скачать все необходимые файлы |
Далее нужно подать всю необходимую документацию | — |
На завершающем этапе | Необходимо получить соответствующий сертификат на ключи цифровой подписи |
На сегодняшний день существует немало специализированных удостоверительных центров, которые предусматривают возможность получения услуги по оформлению электронной цифровой подписи.
Все эти учреждения различаются между собой, в том числе различается и механизм получения подписи, поскольку предусматривает персональный подход к каждому заявителю.
Видео: подача заявки на получение
Большая часть учреждений сегодня используют в работе интернет, что влечет за собой отсутствие их необходимости личного обращения их клиентов. Достаточно только сформировать соответствующий запрос.
Какие понадобятся документы
Для возможности получить электронную цифровую подпись необходимо будет предоставить определенный пакет документов, в который входит:
- заявление, составленное по установленному образцу;
- внутренний паспорт РФ (паспорта предоставляются заявителями в обязательном порядке);
- подлинник пенсионного удостоверения либо же СНИЛС;
- подлинник свидетельства ИНН;
- подлинник квитанции об оплате государственной пошлины.
Стоит обращать внимание на то, что изготовление электронной цифровой подписи является не бесплатной процедурой.
Себестоимость начинает отсчет с 3 тысяч рублей. Точную цену назвать невозможно, поскольку она напрямую зависит от множества факторов. Скачать образец заявления на получение ЭЦП можно по ссылке здесь.
Стоит обращать внимание на то, что в некоторых центрах для возможности более тщательной проверки предоставленных сведений могут потребовать какую-либо дополнительную документацию, к примеру, социальную карту.
Обращаться в уполномоченный орган можно:
- лично;
- с помощью доверенного лица;
- путем формирования заявки на официальном портале Госуслуг.
По завершению проверки документации заявителю будет предоставлена специализированное программное обеспечение.
По сути, ЭЦП весьма полезный и необходимый для большинства граждан вариант официальной подписи, который в полной мере способен заменить физический вариант.
Где можно сделать
Подписи документа применяют несколько разновидностей ключей, а именно:
“Закрытый” | Может использоваться непосредственно с целью подписания |
“Открытый” | Передается собственниками иным лицам, для возможности изучить расшифровку электронной цифровой подписи |
Факт получения осуществляется в удостоверяющих центрах, одним из которых является “Ростелеком”.
Подобного рода учреждения в обязательном порядке должны пройти аккредитацию и обладать правом выдачи соответствующего продукта.
Стоит отметить, что предоставляют не саму электронную цифровую подпись, а непосредственно такие продукты, как:
- программное обеспечение “КриптоПро”, с помощью которого и можно создать необходимую печать;
- ключ для использования ЭЦП;
- сертификат, который подтверждает право на применение открытого ключа. Благодаря этого предоставляется возможность сформировать каждую подпись не только уникальной в своем роде, но и защищенной от многочисленных подделок.
Стоит отметить, что допускается возможность оформления ЭЦП и через официальный портал Госуслуг.
Нюансы при оформлении через Госуслуги
Беря во внимание огромное число учреждений, которые занимаются вопросом оформления цифровой подписью, граждане все равно пытаются отыскать способ получения через официальный портал Госуслуг.
Однако на сегодняшний день на портале Госуслуг нельзя сформировать запрос на получение ЭЦП.
На сайте Госуслуг можно исключительно подтвердить цифровую подпись и проверить насколько качественно представители УЦ выполнили свои обязанности.
Проверка сертификата ключа осуществляется на странице по адресу.
Сама проверка не несет под собой какой-либо сложности. Достаточно только придерживаться всплывающих подсказок.
Сколько она стоит (стоимость)
Формирование и регистрация электронной цифровой подписи влечет за собой определенные финансовые затраты. Именно по этой причине услуга на бесплатной основе для физических лиц не предоставляется.
Иными словами, бесплатно получить подпись невозможно. Себестоимость оформления ЭЦП напрямую зависит от региона проживания. В среднем цена может варьироваться от 3 до 10 тысяч рублей.
Как действует устав автономной некоммерческой организации в 2024 году, читайте здесь.
Порядок ликвидации ООО с долгами, смотрите здесь.
Конечная себестоимость может зависеть также от того, в каких именно условиях оформляется цифровая подпись. Заказать ЭЦП для физического лица можно через посредников.
Если же заявитель принимает решение обратиться к посредническим компаниям, то цена может начинать свой отсчет с 15-20 тысяч рублей. К примеру, в столице цена может достигать и 40 тысяч рублей.
Одновременно с этим необходимо понимать, что развитие современных технологий позволяет постепенно, но все-таки снижать сумму оплаты за получение цифровой подписи.
Напоследок хотелось бы отметить, что процедура оформления цифровой подписи не влечет за собой каких-либо сложностей.
Достаточно только предоставить полный пакет документов, а также оплатить госпошлину в установленном размере.