Статья о необходимости личной медицинской книжки и процедуре ее оформления с информацией о том, сколько на это нужно денег, как отличить оригинал от подделки, какая грозит ответственность за фальсификацию и т.д.
Содержит ответы на все часто задаваемые вопросы по этой теме.
Что нужно знать
Личная медицинская книжка (ЛМК) – это официальный документ, защищенный от подделывания, обязательный при трудоустройстве на работы со следующей спецификой:
- общепит (столовые, кафе, рестораны, бары, кофейни и иные заведения общественного питания);
- все работы, касающиеся питьевой воды;
- реализация, перевозка и хранение продуктов питания (склады, магазины, супермаркеты, гипермаркеты и др.);
- молзаводы, мясокомбинаты и соответствующие цеха;
- торговля промтоварами;
- коммунальная и бытовая сфера;
- работа с детьми (ясли, детсады, школы, летние лагеря, кружки и т.д.);
- медицинское, лечебно-профилактическое и оздоровительное обслуживание;
- гостиницы, бассейны, салоны красоты, ночные клубы, фитнес-центры и т.п.;
- проводники поездов и стюардессы (стюарды);
- водители общественного транспорта;
- фармацевтика (работники фармацевтических производств, аптек).
Работники указанных сфер относятся к декретированному персоналу, который обязан проходить медосмотры. В этом случае они также должны оформлять ЛМК.
При этом требование оформления ЛМК не распространяется на офисных сотрудников этих организаций. Это требование касается только производственного персонала.
ЛМК должно храниться в отделе кадров предприятия, за исключением работы на улице в палатках и выносных павильонах, когда они находятся на рабочем месте.
Работодатель ведет журнал учета ЛМК, в котором фиксируется наличие, своевременность открытия и продления таких документов.
Выдача ЛМК производится при их продлении, прохождении гигиенического обучения и увольнении.
Необходимые термины
ЛМК по-другому называют санитарной книжкой. Какая-либо разница в данном случае отсутствует. Это два термина, обозначающие один и тот же документ.
Основной организацией, уполномоченной на выдачу (реализацию) ЛМК, является Центр гигиены и эпидемиологии, в простонародье именуемый СЭС.
В СЭС можно купить бланк ЛМК, однако проходить все анализы и осмотры для его оформления нужно в поликлинике по месту жительства.
Поэтому сроки оформления ЛМК в таком случае могут затянуться на несколько дней. Соответственно стоимость оформления документа через эту организацию самая низкая.
После сдачи всех анализов и осмотров, нужно пройти гигиеническое обучение в СЭС и поставить там печать на ЛМК.
Осуществление этих действий также может затянуться, так как предварительная запись в СЭС не предусмотрена и нужно все проходить через живую очередь.
При оформлении ЛМК можно столкнуться с термином фтизиатр. Это врач, который делает флюорографию. Без его отметки невозможно получить ЛМК.
Термин продление ЛМК равнозначен прохождению очередного медосмотра сотрудником. Соответственно, они осуществляются с одинаковой периодичностью.
Для чего нужна
ЛМК оформляется для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в наиболее уязвимых сферах деятельности.
Сотрудники таких сфер подвергаются проверке на предмет отсутствия потенциально опасных заболеваний.
Действия по оформлению ЛМК подразделяются на первичное получение и повторный (очередной) медицинский осмотр.
Ввиду того, состояние работника может со временем меняться, срок действия ЛМК составляет 6 месяцев. По истечении указанного периода, санитарную книжку можно продлить с прохождением тех же процедур.
Бланк ЛМК предусматривает количество страниц, достаточное для внесения многих записей. Получение ЛМК в первый раз сопровождается обязательным гигиеническим обучением.
В его рамках будущим работникам разъясняются требования законодательства в части санитарных правил и гигиенических норм, требуемых к неукоснительному соблюдению на рабочем месте.
При продлении ЛМК обучение проводится с периодичность раз в 1-2 года в зависимости от должности и сферы деятельности.
Гигиеническое обучение проводится в виде лекций со сдачей по результатам их прослушивания своеобразного экзамена (сдача санминимума), результаты которого указываются в ЛМК.
Работодателю требуется наличие ЛМК у сотрудников в связи с требованиями законодательства и для обеспечения безопасности производимых ими работ.
В случае проверок или чрезвычайных происшествий (массовое отравление или заболевание), контролирующими органами первым делом выявляется наличие и действительность ЛМК у всех работников.
Действующие нормативы
Основной нормативно-правовой акт, на котором строится соответствующая система безопасности, это Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Из него вытекает подзаконная часть регулирования этой отрасли. На таких рабочих местах должны быть официально изданные санитарные правила, которыми обеспечивает работодатель.
Предприятие обязано создавать условия для прохождения медосмотров своими сотрудниками и своевременного оформления ими ЛМК.
Продление ЛМК оплачивается из бюджета предприятия. Предприятие обязано также осуществлять контроль над знанием и соблюдением работниками санитарных правил и гигиенических норм.
На нем лежит обязанность по обеспечению своевременного гигиенического обучения персонала.
Где получить личную медицинскую книжку
Получить новую медицинскую книжку можно путем:
- личного приобретения в местах официального распространения (СЭС);
- выдачи работодателем бланка;
- заведения в организации, уполномоченной на их оформление (СЭС, лицензированное частное медицинское учреждение).
Оформление ЛМК является платным для работника, за исключением случаев, когда эти расходы возмещаются или оплачиваются работодателем.
Как она должна выглядеть
Бланк ЛМК содержит несколько степеней защиты:
Обложка темно-синего цвета | Со слегка округленными краями |
Золотое тиснение надписи | ЛМК на обложке |
Голографические марки | — |
Бумага с водяными знаками и другими особенностями | Сетка с буквами МД, надпись ЛМК на каждой странице |
Качество документа длительного пользования | Большая плотность обложки и страниц |
Регистрационный номер из 7 цифр | Который можно проверить через соответствующую горячую линию |
Наименование изготовителя | На последней странице |
Особенность | Сшивающей нити |
Круглая печать | Заходящая на фотографию |
Стандартный размер | 97*135 мм |
При приемке документа работодатель должен проверить соответствие ЛМК всем вышеуказанным требованиям, поскольку не нем лежит ответственность за принятие подделки.
При возникновении каких-либо сомнений, нужно обращаться в горячую линию СЭС и проверять регистрационный номер ЛМК по Реестру.
Что нужно, чтобы выдали документ
Для заполнения ЛМК нужно иметь при себе паспорт и фотографию 3*4. ЛМК без фотографии является недействительной.
Как ответить на вопросы на собеседовании при приеме на работу, читайте здесь.
Лицо, поступающее на работу в соответствующие учреждения, обязано сдать анализы и пройти осмотры у врачей необходимого профиля.
Перечень специалистов различается в зависимости от конкретной сферы, в которой будет трудиться работник. Общими для всех являются флюорография, анализы крови и мочи, а также прохождение терапевта.
Сколько стоит оформить официально
Оформление ЛМК в СЭС стоит на сегодняшний день 500 рублей для бюджетных организаций и 600 рублей для остальных (200 рублей за бланк документа и 400 за гигиеническое обучение).
В частных лицензированных организациях стоимость такой услуги вместе с прохождением медицинского осмотра и сдачей необходимых анализов составляет от 2 с лишним до 4 тысяч рублей.
Цена услуги в конкретном случае зависит от сферы деятельности работника (количества специалистов, которых нужно пройти), а также от индивидуальных расценок соответствующей организации.
К примеру, некоторые из них предлагают минимальные сроки оформления за чуть большую стоимость.
Лицензированные организации выдают полностью легальные ЛМК с регистрационным номером, который внесен в официальный Реестр. Плюсом такого оформления является скорость и сервис.
Каждый сам решает, где получить санитарную книжку исходя из располагаемого бюджета и времени. Получить ЛМК через СЭС, конечно, дольше и сложнее, но при этом дешевле.
Часто задаваемые вопросы
Вопросы | Ответы |
Отличается ли порядок оформления ЛМК для иностранцев | Да, отличается. Обязательным анализом для иностранцев является проверка на ВИЧ. Для работы в России им нужно сдавать этот анализ, результаты которого заносятся в ЛМК при его оформлении. Перечень работ, при трудоустройстве на которые нужно оформлять ЛМК, а также периодичность прохождения медосмотров для них такая же, как для граждан РФ |
Как узнать имеет ли на самом деле лицензию организация, оформляющая санкнижку | Лицензия на осуществление мед деятельности не дает права имеющей ее организации оформлять ЛМК. На такую деятельность должна быть отдельная лицензия, копия которой должна быть размещена в соответствующем учреждении. Можно уточнить также в территориальном СЭС о легитимности такой деятельности |
Нужно ли оформлять новую санкнижку по окончании срока действия имеющейся | Нет. Можно обойтись в этом случае продлением ЛМК, которое стоит немного дешевле, чем открытие новой санкнижки |
Что делать, если поменялась работа, а срок действия санкнижки еще не истек? Нужно ли открывать новую | В таких случаях в ЛМК делается запись о смене работодателя в соответствующем разделе (стр. 4). В нем указывается новая должность и место работы. Эти данные необходимо заверить отделом кадров предприятия с проставлением печати |
Можно ли работать в период открытия (продления) санкнижки | Можно, на основании выданной уполномоченной организацией справки, которая действует в период оформления |
Если сотрудник с псориазом
ЛМК при псориазе можно оформить, так как это не заразная болезнь. Причины возникновения псориаза кроются в ухудшении самочувствия на нервной почве.
Видео: как получить медицинскую книжку
Наличие такого заболевания будет указано в ЛМК, как и все другие имеющиеся или перенесенные болезни.
Однако есть ограничение для поваров и других работников кухонь (кондитерских) с хронической рецидивирующей формой псориаза в связи с постоянным воздействием высокой температуры.
Это предусмотрено в приказе Министерства здравоохранения № 90. В иных случаях отказ в трудоустройстве по этой причине является незаконным. Однако отбор работников – это прерогатива предприятия.
Какое наказание предусмотрено за отсутствие
За отсутствие и подделку ЛМК несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность:
Работник | За нарушение санитарных и гигиенических норм |
Работодатель | За не обеспечение должного контроля над соответствием ЛМК требованиям законодательства и допуск лица с ненадлежащим образом оформленным документом или без него |
Уголовная ответственность предусмотрена за:
Случаи массового отравления | Или заболевания людей |
Нарушение правил безопасности жизни или здоровья | Потребителей при производстве работ |
Подделку и отсутствие ЛМК | Когда это необходимо |
За менее тяжкие правонарушения в этой сфере предусмотрена административная ответственность.
Как сделать отчет программисту по производственной практике на предприятии, читайте здесь.
Какими налогами облагается выплата по договору гражданско-правового характера с физическим лицом в 2024 году, смотрите здесь.
Необходимость прохождения такой процедуры как оформление ЛМК обусловлено вероятностью серьезных последствий.
При отсутствии такого контрольного механизма в сфере обслуживания, пищевой и других ответственных отраслях.
По этой причине ответственность за нарушения в таких случаях лежит не только на работнике, но и на работодателе.