Каждый россиянин имеет несколько документов, без которых трудно обойтись в обычной жизни. Относится к таковым и свидетельство об обязательном государственном страховании. Как в 2024 году восстановить утраченный СНИЛС?
Наличие СНИЛС требуется при трудоустройстве, получении некоторых госуслуг, оформлении различных льгот.
Но свидетельство может оказаться испорченным или потерянным, как и любой бумажный документ. Как в России в 2024 году восстанавливается утерянный СНИЛС?
Что нужно знать
Лицевой счет, указываемый в страховом свидетельстве обязательного страхования, именуется СНИЛС. По аналогии называется и сам документ, представляющий собой карточку зеленого цвета.
Выдается документ на руки застрахованному лицу. Чиновники обсуждают возможность замены обычного СНИЛС на электронный формат, но пока каждый гражданин должен иметь бумажное свидетельство.
Наличие СНИЛС подтверждает, что человек застрахован в системе государственного страхования РФ. Страховой номер индивидуален, он присваивается единожды и не может меняться в течение жизни.
Потому утеря страхового свидетельства не становится поводом для получения нового номера. Необходимо восстановить документ, получив его дубликат.
Определения
СНИЛС – страховой номер индивидуального лицевого счета, необходимый для установления личности гражданина, застрахованного в системе обязательного страхования. Это номер, по которому гражданина персонифицирует ПФР.
Поскольку СНИЛС необходим застрахованному лицу для предъявления в различных ситуациях, предусмотрена выдача бумажного документа.
Ламинированная зеленая карточка содержит такие данные:
- уникальный одиннадцатизначный номер;
- Ф.И.О.;
- дата и место рождения;
- пол;
- дата регистрации в ПФР.
На оборотной стороне документа указываются правила его эксплуатации. Оформление СНИЛС требуется для каждого трудоустроенного человека, может пригодиться документ и безработному лицу.
Могут оформлять страховое свидетельство и иностранные граждане, которые официально трудятся на территории РФ.
Детский СНИЛС не обязателен, но родители и законные представители ребенка могут его оформить, обратившись в ПФР.
Какова его роль
На номере лицевого счета каждого отдельного застрахованного лица фиксируется информация о гражданине в течение всего периода трудовой деятельности.
Основная цель СНИЛС – аккумулировать данные обо всех поступивших страховых взносах. Все эти сведения будут впоследствии учтены при назначении пенсионного обеспечения.
Но пенсионное свидетельство нужно не только для учета пенсионных накоплений. На практике сфера применения СНИЛС куда более обширна.
Сей документ требуется при оформлении государственных льгот и получении разных услуг в госорганах. Обязательно СНИЛС требуется при трудоустройстве. Оформляется СНИЛС в ПФР по месту прописки.
Если сотрудник не застрахован в ПФР, работодатель обязан самостоятельно оформить ему страховое свидетельство.
Наличие СНИЛС позволяет:
- пользоваться бесплатной медицинской помощью;
- получать бесплатные лекарства и направления на санаторно-курортное лечение;
- оформлять социальные пособия;
- получать доступ к электронным порталам для получения государственных и муниципальных услуг;
- оперативно оформлять различные документы в режиме онлайн.
Правовое регулирование
Нормативное регулирование использования СНИЛС определяет ФЗ № 27 от 1.04.1996 (в редакции от 28.12.2016) «О персонифицированном учете…».
Непосредственно свидетельству посвящена ст.7 указанного закона (в редакции ФЗ № 198 от 31.12.2002).
Каждое застрахованное в Пенсионном фонде РФ лицо должно получить страховое свидетельство, в котором указаны страховой номер индивидуального лицевого счета, дата регистрации и анкетные данные гражданина.
Лицо, впервые начинающее работу по трудовому договору или заключающее гражданско-правовой договор, может получать СНИЛС через страхователя.
Физлицо, которое самостоятельно выплачивает страховые взносы, может самостоятельно обратиться в ПФР для получения свидетельства.
Храниться страховые свидетельства должны непосредственно у застрахованных лиц. Если меняются персональные данные, то на основании обращения в ПФР оформляется новое свидетельство с исправленными сведениями, но при этом прежний номер сохраняется.
При утрате страхового свидетельства надлежит обратиться за его восстановлением в течение месяца с момента потери.
При этом разрешается обращаться в ПФР разными способами – через страхователя или самостоятельно. В течение месяца Фонд оформляет дубликат документа.
Можно ли восстановить утерянный СНИЛС
Обнаружив пропажу или порчу СНИЛС, не нужно паниковать. Хотя документ и является обязательным во многих случаях, но процедура его восстановления не представляет особой сложности.
Поскольку страховой номер это уникальный числовой код, присваиваемый лишь однажды и пожизненно, то в системе персонифицированного учета он привязан к идентификационным данным застрахованного лица.
В случае необходимости предоставляется дубликат СНИЛС. В частности новый документ выдают в таких ситуациях, как:
- потеря;
- кража;
- порча;
- изменение персональных данных.
Никакой пошлины за выдачу дубликата СНИЛС не предусмотрено. Гражданину достаточно обратиться в ПФР и подтвердить свою личность.
Но процесс оформления дубликата может несколько отличаться, исходя из того, кто является застрахованным лицом, работает гражданин или нет.
Кроме того, хоть регламентом предусмотрена выдача нового СНИЛС при идентификации личности заявителя, но ПФР вправе запрашивать и дополнительную информацию. В любом случае Фонд должен ответить на запрос заявителя.
Список документов, которые могут понадобиться
Для получения дубликата СНИЛС потребуется подготовить:
- паспорт, необходимый для подтверждения личности;
- копию СНИЛС, если таковая имеется;
- заявление установленной формы.
Для восстановления страхового свидетельства заполняется заявление по установленной форме АДВ-3. Правила заполнения таковы:
- форма заполняется лично застрахованным лицом, выступающим в качестве заявителя;
- заполнение АДВ-3 иными лицами допускается при обращении в ПФР через кадровую службу или уполномоченное лицо работодателя;
- недопустимо наличие в заявлении ошибок, помарок, исправлений;
- заполняется документ печатными буквами;
- правильность внесенной информации заверяется личной подписью застрахованного лица;
- при невозможности личного заверения, заявление может быть заверено работодателем (страхователем), но с указанием причины, по которой граждан не может проставить подпись лично (болезнь, длительное отсутствие).
Для ребенка
Несовершеннолетнему ребенку страховое свидетельство оформляется родителями или опекунами.
Соответственно, законные представители ребенка подают необходимые документы от своего имени, поскольку самостоятельно ребенок не правомочен на обращение в госорганы.
Если произошла утрата детского СНИЛС, то потребуется собрать такие документы, как:
- заявление, заполненное законным представителем ребенка и им же заверенное;
- паспорт родителя или опекуна (при необходимости представляются документы, подтверждающие законность представления детских интересов);
- свидетельство о рождении ребенка;
- копия СНИЛС (при наличии).
Если ребенку уже исполнилось 14 лет, то он признается частично дееспособным. А именно он имеет право подписи документов, то есть он может обращаться за восстановлением СНИЛС самостоятельно.
Ребенку с 14 лет, равно как и лицу, застрахованному в ПФР по собственной инициативе, при обращении в ПФР потребуется только заполненное заявление и российский паспорт.
В случае отсутствия у ребенка паспорта предоставляется свидетельство о рождении и паспорт одного из родителей.
Для пенсионера
Может показаться, что пенсионеру СНИЛС не нужен, поскольку пенсия уже назначена и необходимость в уплате страховых взносов отпала.
Но учитывая, что страховое свидетельство требуется при оформлении пособий и льгот, используется при получении электронных госуслуг и может понадобиться при обращении в различные госорганы, то в случае утраты документ нужно восстановить.
Каких-то особых отличий в процедуре оформления дубликата для граждан пенсионного возраста не предусмотрено. Подается аналогичный пакет документов, включающий в себя заявление и паспорт.
Можно ли выбрать роддом по родовому сертификату, читайте здесь.
Нередко пенсионеры обращаются при утрате страхового свидетельства в органы социальной защиты населения, поскольку именно этот орган уполномочен на предоставление большинства социальных услуг.
Но нужно знать, что органы соцзащиты не вправе оформлять дубликат СНИЛС, поскольку документ выдается ПФР.
Соответственно и обращаться за восстановлением документа нужно в орган, изначально выдавший документ и ведущий систему персонифицированного учета.
Где можно оформить
Оформить новое страховое свидетельство можно несколькими способами:
- Через работодателя.
- В ПФР.
Как восстановить утерянный СНИЛС работающему гражданину? Трудоустроенному гражданину восстановить документ проще всего.
Ему не нужно обращаться в различные структуры, достаточно посетить кадровую службу работодателя.
При трудоустройстве работодатель непременно требует предоставить СНИЛС, поскольку лицевой счет необходим для перечисления обязательных страховых взносов.
В случае отсутствия страхового свидетельства у принятого сотрудника работодатель самостоятельно обращается в ПФР и регистрирует гражданина в системе персонифицированного учета.
То есть работодатель является официальным партнером Пенсионного фонда. Обращаясь к работодателю, достаточно сообщить о потере СНИЛС.
Ответственный за оформление кадровой документации работник составит необходимое заявление в ПФР. Работнику останется лишь проставить свою подпись на документе.
Все остальные действия выполняет работодатель. Работнику останется только повторно посетить кадровый отдел и получить готовый дубликат документа.
Личное обращение
Нетрудоустроенный гражданин, лица, которые работают сами на себя по договорам ГПХ, индивидуальные предприниматели должны обращаться в Пенсионный фонд по месту постоянной регистрации.
Данный способ имеет преимущество в отсутствии посредников, что ускоряет процесс оформления документа.
При обращении гражданин подает необходимый пакет документов. Причем форму заявления можно получить по месту обращения и сразу же здесь и заполнить.
Поскольку изначально свидетельство оформлялось здесь, то основу процесса составляет идентификация заявителя.
Как только личность гражданина будет установлена, сотрудникам Фонда остается только найти соответствующий номер застрахованного лица в базе персонифицированных данных.
Дальше следует только техническая сторона вопроса, касающаяся оформления новой карточки. Иногда гражданин не имеет возможности обратиться по месту прописки.
Например, человек проживает на значительном удалении от места постоянной регистрации.
В этой ситуации можно обратиться в отделение ПФР по месту фактического пребывания. Необходимую проверку Фонд осуществит в процессе межведомственного взаимодействия.
Через МФЦ
При помощи МФЦ можно получать большинство государственных услуг. В том числе через многофункциональные центры можно подавать обращения в различные структуры и госорганы при восстановлении документов.
Если требуется получить дубликат СНИЛС, то можно обратиться в МФЦ и подать заявление с копией паспорта. При необходимости сотрудник Центра поможет с правильным заполнением документа.
При приеме документов сотрудник МФЦ сообщит дату, когда необходимо явиться для получения готового документа.
Принятые документы будут направлены в Пенсионный фонд и в таком же порядке будут передан обратно дубликат свидетельства.
В назначенное время заявитель приходит в МФЦ, предъявляет паспорт и получает свой СНИЛС. Однако стоит учесть, что возможность оформления нового СНИЛС через МФЦ существует далеко не во всех субъектах РФ.
Видео: как восстановить СНИЛС
В некоторых регионах выдача дубликата документа – прерогатива Фонда. Даже в Москве не каждый МФЦ принимает документы на восстановление СНИЛС. Данное обстоятельство можно уточнить, обратившись в МФЦ по месту проживания.
Через Госуслуги
Портал Госуслуг был создан с целью облегчить взаимодействие граждан с госорганами. Посредством сайта можно подать обращения в различные госструктуры, а некоторые услуги можно получить в полном объеме.
Например, можно записаться на прием в определенное учреждение или заказать изготовление документа с последующей доставкой его в электронном формате или почтой.
Но в отношении страхового свидетельства электронного обращения пока не предусмотрено. Обусловлено это действующим законодательством, по которому получить СНИЛС можно:
- лично;
- под роспись;
- через работодателя.
Отправка оригинала или дубликата СНИЛС почтой не является законной. Портал Госуслуг можно использовать только в случае, когда необходимо срочно узнать номер СНИЛС, а самого свидетельства нет под рукой.
При регистрации на сайте указание СНИЛС является обязательным и в личных данных пользователя указывается страховой номер.
Если говорить о возможности электронного оформления страхового свидетельства, то возможность получения электронной формы СНИЛС существует.
Заказать ее можно на официальном сайте ПФР. На электронный адрес заявителя будет отправлен СНИЛС.
Но для получения пластиковой карты без личного посещения ПФР или обращения к работодателю не обойтись.
Как долго нужно ждать дубликат
Как долго восстанавливать СНИЛС, если он утерян? В соответствии с законодательными нормами для выдачи страхового свидетельства предусмотрен срок, равный одному месяцу.
В действительности сроки несколько отличаются. Если застрахованный гражданин самостоятельно обращается в ПФР, то дубликат могут оформить за несколько дней.
Как перерегистрировать автомобиль на нового владельца без снятия номеров, читайте здесь.
Про закупки для чайников по 223-ФЗ, смотрите здесь.
Когда восстановлением занимается работодатель, то с момента приема заявления на восстановление СНИЛС, у него есть две недели на передачу документов в ПФР.
Еще месяц заявка обрабатывается и затем предоставлена будет новая карточка.
Когда осуществляется обращение через МФЦ, то к стандартному сроку нужно прибавить несколько дней, необходимых для пересылки документов между Центром и ПФР.
Важно! При утрате СНИЛС сам факт страхования не утрачивается и вся ранее накопленная информация сохраняется. Теряется только сам носитель уникального номера.
Восстановление страхового свидетельства сводится к получению документа с указанием идентификатора в системе персонифицированного учета.
Нужно всего лишь подать в ПФР необходимые документы и в назначенное время получить дубликат.