Многие магазины и иные торговые помещения используют в процессе своей работы принцип ротации для повышения уровня продаж и минимизации рисков накопления просроченного товара.
Что это такое ротация товара в 2024 году, и какие правила она предусматривает? Многие из нас обращали внимание на процесс выкладки товаров в магазинах на прилавки/полки.
Все видели, как продавец скрывает новый товар за старой партией. Именно этот процесс и является ротацией.
С какой целью это делается? Какова особенность такой ротации? Где еще можно ее можно использовать? Какое полное определение “ротации” существует? Рассмотрим интересующие вопросы подробней.
Основные аспекты
Прежде чем приступить к подробному рассмотрению вопроса относительно ротации в магазинах, необходимо понимать, что скрывается под этой терминологией, какова ее особенность и прочие нюансы.
Какие именно законодательные акты регулируют этот вопрос, и есть ли они вообще?
Определения
Итак, ротация товара что означает? Под определением “ротация” подразумевается смена чего-либо. К примеру, замена товара на полках магазина на более свежий продукт либо же закупка новинки у иного производителя.
Под определением “ротация кадров” понимается замена одного сотрудника другим. Ротация товара на складе это возможность реализовать старую продукцию до завершения ее периода хранения.
Основная особенность ротации заключается в том, что она способствует:
- обновлению ассортимента;
- улучшению показателей продаж;
- увеличению показателей спроса.
В коллективе смена рабочего также может повышать показатели рабочего процесса в целом. По сути, ротация может считаться некой стимуляцией способностей отдельно взятого штата сотрудников.
К примеру, начальник финансового отдела вполне может заменить того сотрудника, в чьи обязанности входит занятие кадрами, либо же кадровик выполняет работу секретаря.
Это необходимо с целью не только оптимизации и экономии финансовых средств, но и с целью анализировать способности сотрудника на иной должности.
Нередко руководство той или иной фирмы заинтересовано в замене топ менеджеров с целью повышения продаж.
Они вынуждены в таких ситуациях отыскивать специалистов со стороны либо же в своем коллективе, которые вполне могли бы реализовать цели компании.
С какой целью она делается
Ротация товара в торговых помещения и небольших магазинах применяется с той целью, чтобы избежать залеживания скоропортящейся продукции.
При регулярном поступлении свежего товара, которая в дальнейшем будет выкладываться в первых рядах на прилавках, нераспроданная ранее продукция будет оставаться позади, тем самым есть риск его залеживания.
Для возможности избежать никому не нужный списаний, рабочие магазинов нередко ставят новую продукцию сзади, а тот продукт, у которого вскоре заканчивается период годности – выставляется спереди.
Ушлые руководители торговых компаний активно применяют ротацию продукции с целью борьбы с конкурентоспособными организациями.
Регулярно обновляющаяся таким способом продукция может выступать в качестве основного козыря.
Во многом это объясняется тем, что потребители, которые регулярно для себя открывают нечто новое в конкретном торговом помещении, с большой вероятностью придут туда вновь, и не будут искать ему замену.
Применяя подобную стратегию, многие компании получили возможность искусственно расширять либо уменьшать ассортимент своей продукции и быстро продавать продукты.
Правовое регулирование
Если говорить о законодательном регулировании такого понятия, как “Ротация в магазине”, то его нет.
Одновременно с этим, необходимо ссылаться на такие законодательные акты, как:
Федеральный закон «О защите прав потребителей« | Который содержит в себе правила хранения продукции, права покупателей и прочие сведения, которые позволяют защитить права не только потребителей, но и продавцов |
ст. 14.8 КоАП РФ | Которая предусматривает ответственность для продавцов, которые занимаются продажей просроченного товара либо же продукции ненадлежащего качества |
Ст. 459 ГК РФ | Которая описывает возможную гибель той или иной продукции, как по вине продавца, так и по вине потребителя |
Несмотря на то, что данный перечень не является исчерпывающим, но именно эти законодательные акты используются в процессе предпринимательской деятельности в сфере торговли.
Что такое ротация товара в магазине (торговом зале)
Результатом ротации принято считать эффективное и одновременно с этим грамотное расположение продукции в торговом зале и в складских помещениях.
Как закрыть ООО самостоятельно, если деятельность не велась, читайте здесь.
Одновременно с этим, качественным результатом ротации принято считать удобные и привлекательные полки, числовые – понижение уровня издержек и повышение объема прибыли.
Иными словами, ротация оказывает помощь в достижении таких основных целей, как:
Существенно минимизировать финансовые утраты | От нереализованного товара с завершенным периодом годности |
Формирование положительного имиджа организации | Именуемый как “гудвилл”. На сегодняшний день это считается одним из ключевых нематериальных активов, который не только показывает отношение к бренду и его популярности, но и по праву считается существенным конкурентным достоинством в сфере торговли |
Стимулирование объема спроса | Тем самым повышая скорость продвижения и продаж продукции |
Для возможности получить желаемый результат с помощью ротации, необходимо будет решить некоторые задачи, а именно:
Сформировать впечатление | Регулярно обновляемой категории продукции |
Увеличить объемы | Спонтанных и одновременно сопутствующих приобретений |
Реализовывать товары | Со временным запасом до момента завершения периода годности |
Существенно минимизировать площадь | Складского помещения |
Избавиться от старой партии товара | Который залежался в виде остатков |
После того, как данные задачи будут выполнены в полном объеме, можно говорить о положительных результатах внедрения ротации.
Основные правила
На сегодняшний день, ротация позволяет осуществлять контроль сроков реализации одной группы продукции либо же всей.
Ротация осуществляется по нескольким основным принципам:
- FIFO;
- а также по срокам годности.
Рассмотрим каждый из них подробней.
По принципу fifo
“Первый пришел – первый ушел” – именно таким образом расшифровывается аббревиатура FIFO. Продукция, которая была привезена в магазин первой, первая же и смогла попасть на полки магазинов.
Однако на практике не всегда предоставляется возможность использования подобного подхода без каких-либо дополнительных усилий.
Нередко в любом магазине можно увидеть бабушек, которые берут молочную продукцию из глубины полок.
Во многом это связано с тем, что бабушки смогли понять принцип ротации и способы с нею бороться.
Видео: 6 главных принципов выкладки
Одновременно с этим, к счастью менеджеров далеко не все визитеры берут во внимание на такие мелочи, и молочная продукция в первых рядах полок будет реализовано в первую очередь, и этот закон не смогут изменить даже бабушки.
За выкладкой скоропортящейся продукции нужно следить ежедневно, перекладывая тем самым более свежий товар в глубь.
Если это осуществляется на регулярной основе, то в такой ситуации отпадает необходимость в оформлении возвратов.
Минимальный период годности, к примеру, молочной продукции, в среднем составляет 7 дней, отличий между вчерашним и сегодняшним товаром нет.
Однако когда до завершения срока годности остается несколько часов, то любые виды манипуляции являются бессмысленными.
Одновременно с этим, все усилия реализаторов и мерчендайзеров могут не дать результата, если же не будут соблюдены принципы FIFO на складских помещениях.
Для соблюдения принципа нередко применяется специальное программное обеспечение, которое ведет учет поставки и продажи товаров, а также используется принцип раздельно хранения.
По срокам годности
Такая разновидность товарооборота относится к категории повышенной сложности. Здесь также не обходится без принципа FIFO.
Иными словами, товар, который был ранее всех завезен в торговое помещение, должен быть первым выложен на прилавки магазинов, тем самым поступив на реализацию, поскольку у него быстрее всех завершается период годности.
Такой вид ротации весьма успешно работает с теми продуктами, у которых минимальный срок хранения.
На передний план в полках выдвигается тот товар, период годности которого скоро закончится, а за ним уже выставляется новая партия.
Благодаря этому можно реализовать товар, не нарушая при этом его срока годности. Здесь немаловажную роль играет принцип ротации продукции на складах, где хранится весь без исключения товар.
В складских помещениях весьма сложно следить за тем, чтобы первой на реализацию подавалась старая партия.
При возникновении путаницы, можно повлечь за этим существенные финансовые потери, поскольку нередко выявляются целые партии испорченной продукции.
Поставщики отказываются принимать у конечных реализаторов обратно просрочку, что приводит к необходимости списывать продукцию магазинам своими силами, неся при этом существенные финансовые потери.
Допускаемые ошибки
На сегодняшний день наиболее распространенными ошибками принято считать:
- перемешивание старой партии товаров с новой;
- частая смена ценников, которая приводит к путанице. Это может потянуть бизнес на дно;
- выкладка товара на длинные полки той продукции, которая менее популярна у конечных потребителей;
- повысить товарооборот различными методами, которые оказывают негативное воздействие на потребителей.
На самом деле ошибки могут быть самыми разнообразными.
Какова цена регистрации кассового аппарата в налоговой для ИП, читайте здесь.
Как правильно вести кассовую книгу, смотрите здесь.
Чтобы минимизировать риски понести финансовые потери, следует придерживаться определенных правил, а именно:
Товар следует располагать исключительно категориям продукции | К примеру, мацони должно находиться рядом с кефиром, а расчески вблизи от шампуней. Сопровождающая продукция должна находиться одновременно в нескольких местах: неподалеку от основных товаров и на полках с группой продукции. К примеру, ассортимент строительных кисточек должны быть расположены рядом с краской, а основной ассортимент – непосредственно в инструментах |
Упаковка на полках лицевой стороны | Обязательно должна быть обращена непосредственно к потребителям |
Товар должен быть расположен с края полки, а не с ее глубины | Даже если аналогичной продукции нет на складах, остатки следует выдвинуть на край торговых полок. Это делается для того, чтобы передний край был полностью заполнен |
Продукцию, которую следует поскорей реализовать | Необходимо перенести на полки, которые расположены на уровне глаз. Для детских групп товаров используется аналогичный принцип, но при этом задействуется более низкая полка, поскольку дети самостоятельно должны хорошо просматривать полный ассортимент |
Длина полки, которую занимает та или иная продукция | Обязана быть пропорциональна спросу на него: большую площадь необходимо заменить на более востребованный товар. Для выкладки менее востребованного товара отлично подходят полки длиною не более 40 сантиметров |
В процессе ротации невозможно перенести продукцию подальше от предыдущего места | Поскольку в такой ситуации часть потребителей, однозначно уйдет из магазина, не сделав покупки. Как вариант, чтобы улучшить ориентацию в торговом зале делаются крупные и яркие вывески-указатели |
В складских помещениях нередко разрабатываются схемы | В четком соответствии с которой располагается и товар. Причем поближе к зоне отгрузки размещается продукция, которая пользуется огромным спросом ежедневно. В глубине размещают товары небольшого спроса и резервы |
Используя указанны правила в своей предпринимательской деятельности, можно существенно повысить объемы продаж и тем самым снизить процент возврата испорченного товара.
Напоследок хотелось бы подытожить, что ротация в магазине это, своего рода, замена новой продукции старой.
Иным словами, спереди на прилавки выкладывается товар, у которого вскоре завершиться период годности, а за ним новая партия. Это мировая практика, которая востребована и по сей день.