Куда можно жаловаться на ЖКХ

0

Если ЖКХ не исполняет свои обязательства или его работа не удовлетворяет требования жильцов, можно подать жалобу.

Выясним, когда и куда можете жаловаться в 2024 году, ведь не каждая инстанция уполномочена рассматривать подобные дела.

Неважно, как вы получили права собственности на жилое помещение – в соответствии с договором купли-продажи, дарения или наследования.

Если это квартира в многоквартирном доме, вскоре могут возникнуть вопросы к управляющей организации.

А значит, необходимо определить, в каком случае и куда жаловаться на ЖКХ в Санкт-Петербурге или ином городе Российской Федерации.

Что нужно знать

Большая часть граждан проживает в многоквартирных домах. И такие здания обслуживают товарищества собственников жилья или управляющие компании.

Жильцы сами выбирают, кому доверить управление домом, рассчитывая на добросовестную работу той организации, кому передано право управления имуществом дома.

Но как быть в том случае, если работа или решение не приносит пользы, не является законным или компания вовсе бездействует? Можно ли подать жалобу на ЖКХ?

Определения

ЖКХ – жилищно-коммунальное хозяйство. Представлено комплексом отраслей экономического плана, что обеспечивают функционирование жилого помещения.

Так будет обеспечено удобства и комфорт для жильцов. ЖКХ отвечает:

  • за поставку электроэнергии;
  • за водоснабжение (поставку и горячей, и холодной воды);
  • за газоснабжение;
  • за водоотведение (ремонт, водозабор, очистку воды в том числе);
  • за сохранность цифровой городской карты, на которой изображена сеть коммунальных ресурсов;
  • за учет того, как потребляется ресурс;
  • за вентиляцию;
  • за обеспечение лифтами;
  • за чистоту в подъездах и на прилегающей территории, вывоз мусора;
  • молниезащиту;
  • за благоустройство придомовой территории и т. д.

По каким критериям стоит оценивать работу

Деятельность УК должна оцениваться не уполномоченными органами, а самими потребителями. И для этого разработана специальная методика – создание потребительского рейтинга.

Опросник содержит такие вопросы:

  • насколько доволен жилец работой ЖКХ;
  • раскрыты ли управляющей организацией данные о своих услугах;
  • есть ли общение УК с потребителем коммунальных услуг.

Критерии оценки затронули качество предоставляемых данных, услуг и взаимодействие компании и собственников квартир.

Нормативная база

Основные документы, которые стоит учитывать при рассмотрении данного вопроса:

  1. Указ президента России от 7 мая 2012 года № 600.
  2. Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 162.
  3. ФЗ о защите прав потребителей.
  4. Постановление, что было принято властями Российской Федерации 6.02.2006 № 75.
  5. КоАП России.
  6. Нормы Жилищного кодекса России.
  7. ФЗ № 59, утвержденный 2.05.2006 года.
  8. ФЗ № 2202-1 от 17.01.1992 года.
  9. Положения Санитарных правил и норм и др.

Куда жаловаться на услуги ЖКХ

Обычно жильцы жалуются на то:

  • что жилищно-коммунальные услуги предоставляются на ненадлежащем уровне или не систематически;
  • что дом ненадлежащее готовится к подаче услуг, особенно касательно отопительного сезона;
  • что не предоставляется промежуточный или итоговый отчет о работе компании;
  • что есть процессуальное нарушение при проведении собраний владельцев или такое собрание не проводится вовсе;
  • что не выполняются иные условия, предусмотренные договором.

Итак, если ЖКХ не обслуживает дом так, как это нужно, жильцы вправе пожаловаться (к примеру, при поломке лифта, не проведении ремонта, слабом отоплении, если перегорели лампочки и т. д.).

Жалоба может быть произвольной, написанной от руки или набранной на ПК. Должна содержать сведения об адресате (госоргане, куда направлено обращение), о заявителе.

Сам текст представлен в виде перечня нарушений УК. Прописывают сроки и длительность ненадлежащего действия.

Прилагают ссылки на законы, которые нарушены, точное местонахождение объекта. Претензия может содержать просьбу о выполнении какого-то требования в определенные сроки.

В конце ставят подпись и дату. Если жалоба является коллективной, то прописывают сведения о каждом заявителе.

Жалоба составляется в 2 экземплярах. Один останется у заявителя, второй передается представителю государственной структуры. Изначально жалобу можно подать в саму УК.

Но если ответ не пришел, или он не устраивает жителей дома, то жалобу можно направить в вышестоящую инстанцию. Обращаются в жилищную инспекцию, Роспотребнадзор, прокуратуру.

Внесудебный порядок обязателен. Только после него можно составить иск в суд. Рассмотрим вопрос об обращении в уполномоченные органы подробнее, чтобы понять, куда лучше обратиться в вашем случае.

Жилищная инспекция должна следить:

  • как исполняются правила эксплуатации жилья;
  • как соблюдаются стандарты и нормы по использованию помещения;
  • соблюдаются ли сроки и качество подготовки к зиме (отопление);
  • выполняются ли нормы по получению услуг ЖКХ жильцами;
  • выполняется ли законодательство, когда созывается собрание владельцев квартир и выбирается управляющая организация;
  • выполняются ли законодательные положения управляющими компаниями.

Жилищная инспекция защищает права владельцев помещения и следит за сохранением их жилого объекта.

А значит, должна проверять, исполняются ли обязательства управляющей компанией. Если будут обнаружены нарушения, то инспекция укажет на них и обяжет устранять. 

В Роспотребнадзор обращаются, если:

Не соответствует соглашение между УК И жильцами положениям ФЗ О защите потребительских прав
Нарушены права собственников квартир По предоставлению данных об услугах ЖКХ
Нужно проверить бухгалтерские отчеты и документы Что подтвердят платеж (действительны ли они)
Нужно определить, обоснованно ли изменены тарифы и размер платы за услуги Предоставляемые жилищно-коммунальным хозяйством

Подавая жалобу в Роспотребнадзор, указывают, куда ранее обращались и какой результат обращения.

Если будет выявлено нарушение, уполномоченный орган будет принимать меры по их устранению и применить санкции к нарушителям.

В прокуратуру идут, если:

Имело место умышленное или непреднамеренное нецелевое расходование средств При грабежах, мошенничестве, растратах
Если надзорные и контролирующие органы Бездействуют или неправомерно действуют

Представители прокуратуры проводят проверки и выясняют все нюансы дела. В итоге компанию могут привлечь даже к ответственности в соответствии с Уголовным кодексом.

Судья же рассматривает дело после того, как были использованы все методы досудебного урегулирования конфликта.

Обращаются в суд с материальными требованиями, уточняя величину компенсации за нанесенный ущерб собственникам квартир и их имуществу.

Иск подается по месту расположения УК в соответствии со ст. 28 ГПК. Основные требования к тому, что указывать в заявлении, есть в ст. 131 ГПК.

Прописывают:

  • название и реквизиты судебной инстанции и данные сторон дела;
  • требования, описав, какие права нарушались;
  • доказательства правоты;
  • материальные требования с обоснованиями;
  • в какие органы ранее обращались;
  • какие документы прилагаются.

Иск принимается в производство уполномоченным органом в течение 5 дней после подачи документов.

На завышенные тарифы

Если пришла квитанция с указанием большого объема потребленного ресурса, вы вправе отправиться в управляющую фирму с требованием дать разъяснения.

Обычно вопросы возникают относительно того, как рассчитываются объемы потребления услуг ЖКХ на общие домовые нужды. А правила расчета утверждены еще с 1.07.2013 года.

Если УК предоставила расчеты, но они не убеждают вас, идите к сотруднику жилищной инспекции.

Она несет ответственность за контроль того, как соблюдаются обязательные требования к установлению размера и произведению оплаты за услуги.

Все разъяснения относительно метода расчета платежа может дать Минстрой РФ. Итак, владелец квартиры может написать жалобу о завышении тарифа.

Рассматривать ее может:

  • председатель ЖКХ;
  • Федеральная антимонопольная служба;
  • управление ГЖИ России;
  • прокуратура;
  • судебный орган.

Лучше всего подать жалобу сразу в несколько инстанций. В жалобе прописывают, какие права и законные интересы нарушены. Утвержденного бланка нет, поэтому можете составлять заявление произвольно.

Жалоба может быть подана такими способами:

  • при самостоятельном посещении уполномоченного органа передается должностному лицу;
  • отправляется заказным письмом по почте с уведомлением о вручении.

В установленные на законодательном уровне сроки председатель должен дать ответ на обращение. Такой срок варьируется от 10 до 30 дней.

Желательно упомяните в сообщении о том, что имеете намерение отправиться в суд для урегулирования конфликта.

Судебные споры с ЖКХ довольно часто встречаются. Ведь так можно законным способом отстоять свои права.

На бездействие

Частые случаи бездействия жилищно-коммунальных хозяйств:

  1. Компания уклоняется от проведения ремонтных работ и замены коммуникаций. В результате этого осуществляется подача некачественной воды и ненадлежащего отопления.
  2. Не проводятся работы по уборке придомовой территории.
  3. Не своевременно проводится ремонт общедомовых помещений.
  4. Компания не наводит порядок в подъезде, не расчищает снег.

Если ваша управляющая компания также бездействует, можете обратиться к специалисту жилищной инспекции или Роспотребнадзора.

Во втором случае компании придется еще и произвести перерасчеты и вернуть средства, что были получены от жильцов за оказание услуг

Некачественно выполненные услуги

Жалоба на некачественное выполнение услуг подается в СПб и иных регионах России в те же инстанции, что и в остальных случаях.

То есть, если у вас в отопительный сезон холодно или осуществляется подача грязной воды, идите в саму ЖКХ.

Видео: кому и как писать жалобу в ЖКХ

Если же ваше обращение не будет результативным, тогда стоит отправляться в вышестоящие органы, прокуратуру или суд.

Если недовольны работой управляющей компании

Если обращения в соответствующие органы не приносят результата, и ЖКХ и далее игнорирует выполнение своих обязательств, то жильцы вправе расторгнуть соглашение, что заключалось с такой компанией.

Но условия расторжения и правила, которых при этом должны придерживаться стороны, стоит прописать в самом договоре.

Если таких условий в документе не содержится, тогда собственники квартир могут ссылаться на положения ст. 450 ГК. Расторжение может быть добровольным или в судебном порядке.

Какой можно сделать вывод? Не все инстанции могут помочь вам наказать ЖКХ за ненадлежащее выполнение обязательств.

Знайте, что не стоит идти в областную прокуратуру, если жалоба еще не рассматривалась в районном отделении. Проблемы с ЖКХ также не решают правоохранительные органы.

Обычно собственникам жилья отказывают в возбуждении уголовного дела, ссылаясь на то, что спор имеет гражданско-правовой характер.

Не поможет и обращение в администрацию президента, губернатора. Такие мелкие дела в таких органах не рассматривают. Депутат также перенаправит обращение в уполномоченные органы.

Как видите, чтобы добиться какого-то результата, нужно знать, куда жаловаться на ЖКХ в Москве и иных территориальных округах РФ.

И только выяснив, какие уполномоченные органы занимаются рассмотрением жалоб на управляющую компанию, можно уточнять, как правильно написать само заявление.

Хотя оно и пишется произвольно, есть несколько моментов, которые обязательно указывают.


Обсудить