Статья раскроет основные моменты, связанные со сроками проведения камеральной проверки. Как происходит процедура, и в какие сроки – далее.
Собственный бизнес сопровождается для предпринимателя рисками, поскольку налоговой службой часто проводятся различные проверки. Что представляет собой камеральная проверка?
Общие моменты
Для определения эффективности прохождения периода для организации из дохода вычисляют расходы. Для учета доходов и налогов проводятся различные проверки.
Налоговую проверку осуществляют должностные лица ФНС с целью проконтролировать соблюдение налогового законодательства.
Проверяют не только плательщиков налогов, но и налоговых агентов, лиц, которые уплачивают различные типы сборов.
Отличительной особенностью такой проверки является то, что она проводится в налоговом органе, выезд не требуется.
Принципы камеральной проверки:
Предмет проверки | Документы, которые предоставляет плательщик налогов |
Место проведения | Налоговая инспекция |
Кто проводит | Должностные лица, наделенные специальными полномочиями |
Промежуток времени | Указанный в декларации |
Налоговая служба может затребовать дополнительные документы в таких случаях:
- если обнаружатся ошибки и несоответствия в данных деклараций и данных, содержащихся в налоговой инспекции;
- если в представленной декларации налог к оплате меньше, чем в первичной;
- если в декларации обнаружен убыток;
- если необходимо подтвердить налоговую льготу;
- если необходимо подтвердить правомерность вычета НДС.
Другие справки налоговая инспекция не имеет права требовать. Во время проверки камеральным отделом:
- сравниваются показатели предъявленной декларации с данными за прошлый год;
- анализируются показатели предоставленного документа и показатели по другим налогам;
- анализируются общие сведения в декларации с данными налоговой службы.
Если обнаружатся грубые нарушения, составляется акт проверки с указанием:
- даты и номера акта;
- инициал и должностей лиц, которые проводили проверку;
- названия проверяемого лица – в полном и сокращенном виде;
- дня подачи декларации;
- регистрационного номера документа;
- дня начала и окончания проверки;
- списка мероприятий, которые были проведены;
- выявленных правонарушений;
- результатов проверки, рекомендаций и предложению по исправлению нарушений.
В продолжение 5 дней акт передают налогоплательшику. Если вручить его лично в руки не получается, документ высылается почтой.
Если налогоплательщик не согласен с результатами, он имеет право направить в налоговую службу возражению – как по целому акту, так и по отдельным его пунктам.
Недовольство должно быть в письменном виде. Направляется в течение 1 месяца после получения акта. Если решение не будет обжаловано, оно вступает в силу.
Проводится с такой целью:
- контролировать соблюдение Налогового кодекса;
- выявить сумму неуплаченных или частично погашенных долгов по налоговым нарушениям;
- взыскать неуплаченную задолженность перед налоговой службой;
- привлечь нарушителя к ответственности административного либо налогового характера;
- подготовить информацию для правильного отбора плательщиков налога для выездной проверки;
- проверить правомерность использования льгот и вычетов.
В ходе проверки налоговая инспекция ставит перед собой следующие задачи:
- проверить правильность оформленной отчетности бухгалтерии;
- подсчитать налоговые показатели, перечисляемые в казну государства;
- контролировать своевременную подачу налоговых расчетов;
- выявить искаженную информацию в документах;
- проверить согласованность бухгалтерского и налогового отчета;
- выявить нарушения.
Декларации и отчетность, сдаваемые в налоговую службу, подвергаются начальной камеральной проверке. Если инспектором не выявлено неточностей, проверка заканчивается.
Если обнаружены ошибки, начинается глубокая проверка. Осуществляется в таких случаях:
- если плательщик использует льготы;
- в декларации содержится требование возместить НДС;
- в документе содержатся противоречивые данные;
- спустя 2 года с момента последней подачи декларации налогоплательщик предоставил уточненную декларацию с увеличенным убытком или уменьшенной суммой налога;
- документ подается по налогам по использованию ресурсов природы.
Если ни одного из этих оснований нет, налогоплательщик имеет право оказать налоговой службе, ничего не предоставляя.
Если налогоплательщик хочет самостоятельно контролировать ход процедуры, он может сделать следующее:
Взять номер телефона отдела | Который занимается проведением проверки, и периодически туда звонить |
Завести собственный кабинет на сайте налоговой службы | Сначала нужно будет там зарегистрироваться |
Результатом проверки может быть следующее:
Обнаружение ошибки | Плательщику налогов отправляют требование предоставить нужные документы и исправить неточности, подав исправленную декларацию |
Отсутствие неточностей | Отправляют квитанцию для уплаты суммы НДФЛ, которая указана в декларации, либо формируется решение возместить ранее перечисленный излишний налог |
Отказ в предоставлении вычета | Или возврате налога |
В случае отказа необходимо выяснить причину такого решения. Декларацию разрешается подавать в бумажном и электронном формате.
Камеральную проверку ФСС проводит на основании отчетности, которая подается юридическим лицом или частным предпринимателем.
Какая проверка проводится без выезда к проверяемому страхователю. Основание для такого типа проверки – сдача отчетности или ведомости по расчетам.
На сколько дней максимум выдается больничный лист в 2024 году, читайте здесь.
Проверка осуществляется в продолжение 2 месяцев с момента получения отчета от страхователя. Если выделяются средства Фонда – в течение 10 суток с даты предоставления документов.
Осуществляется по такому же принципу, что и налоговая проверка. Решение от начальства на проведение проверки не требуется. Основание — выявление несоответствий в информации.
Если в ходе проведения проверки ошибок не обнаружено, работодатель, являющийся страхователем, даже не узнает о ее проведении. Если же расхождения будут обнаружены, то об этом сообщат страхователю.
Необходимые термины
Камеральная проверка – обязательный тип проверки налоговых деклараций и отчетов, которые сдают налогоплательщики.
Элементы процедуры
Подразделяется КП на 3 типа:
Формальную | Документы осматриваются внешне, проверяется наличие требуемых реквизитов |
Арифметическую | Контролируется правильность подсчета итоговой суммы, показателей стоимости |
Нормативную | Изучается соответствие отчетности требованиям закона |
При помощи этих приемов можно выявить ошибки.
Правовое регулирование
Согласно статье 88 (пункт 2) Налогового кодекса, сроки камеральной проверки составляют 3 месяца.
Основные нормативно-правовые документы:
Статья 82 Налогового кодекса | Даются разъяснения, касающиеся этапов проведения процедуры |
Статья 88 НК | Указывает на сроки проверки |
Статья 119 Налогового кодекса | Предусматривает ответственность в случае нарушений |
Требования к оформлению камеральной проверки содержатся в статье 100 Налогового кодекса. Перечень законов не является исчерпывающим, но отображает всю необходимую информацию.
Срок проведения камеральной проверки в 2024 году
Срок камеральной проверки составляет 3 месяца с момента предъявления налогоплательщиком отчета. Рассматривается лишь отчетный период, за который составлена и подана документация.
Повторная проверка недопустима. Если лицо не соблюдает сроки проверки, на него налагаются санкции, согласно российскому законодательству.
В таком случае плательщик налогов обязан будет выплатить штраф размером 5% от общей суммы налога, который подлежит оплате. Продлить или приостановить проверку нельзя. Налоговый кодекс не предусматривает такую возможность.
Видео: сроки проведения налоговых проверок
От срока проведения камеральной проверки 3-НДФЛ 2020 года зависит то, как быстро налоговый орган сможет возвратить подоходный налог (либо его часть).
Если декларация высылается почтой, срок отсчитывается не со дня подачи, а с даты ее получения.
Сроки могут аннулироваться, если инспектор еще не закончил проверку, а физическое лицо предоставило исправленный вариант документа. В таком случае срок в 3 месяца начинается заново.
По какой схеме осуществляется
Проверка осуществляется на основании информации, которая присутствует в поданной отчетности. Если сотрудник налогового органа находит ошибки, начинается камеральная проверка – плательщик предоставляет первичную документацию.
Процесс автоматизированный, поскольку бланки проверяют при помощи специальных компьютерных программ.
Этапы проведения проверки:
- Инспектор налоговой службы определяет, была ли подана налогоплательщиком полноценная документация.
- Сопоставляет сроки подачи с требованиями законодательной власти.
- Осматривает предоставленные документы на факт соответствия действующим стандартам.
- Проверяет, правильно ли проведены операции по счетам.
- Устанавливает, правильно ли использованы льготы по налогам.
- Проверяет, корректно ли использованы налоговые ставки.
- Обеспечивает контроль по правильности вычисления базы.
Главное требование к плательщикам – указать в справке действующий контактный номер телефона, чтобы сотрудник налогового органа мог связаться с ним для уточнения данных.
Когда процедура завершается
Если по результатам проверки ошибок не обнаружено, процесс завершается. Инспектор оформляет Акт, который вручается налогоплательщику. В документе указывается:
- дата подписания акта;
- данные проверяющих лиц и проверяемого гражданина;
- дата и номер принятого решения;
- список предоставляемой документации;
- адрес расположения организации или физического лица;
- данные о проведенных мероприятиях;
- дата предоставления декларации;
- период проверки;
- дата начала и окончания процедуры;
- итоги проверки.
Акт необходимо вручить в течение 5 дней. Если нарушений не обнаружено, налоговая инспекция уведомляет об этом налогоплательщика в течение 1 недели. В таком случае акт составлять нет необходимости.
Если налогоплательщик не согласен с результатами проверки, их можно оспорить. Способов два – подать жалобу в вышестоящий налоговый орган или в Арбитражный суд.
При рассмотрении жалобы налоговый орган может отреагировать следующим образом:
- ничего не предпринять. Решение не изменится, жалоба будет отклонена;
- отменить или изменить решение налоговой службы полностью либо частично, приняв новое решение;
- отменить решение полностью.
На рассмотрение жалобы уходит примерно 1,5 месяца. Результаты отправляют письмом в течение трех суток после принятия решения.
Примеры управленческой отчетности и что в нее входит, читайте здесь.
Пошаговая инструкция открытия обособленного подразделения, смотрите здесь.
В Арбитражный суд обращаются в том случае, если предыдущий способ не подействовал. Чтобы подать иск, отводится 3 месяца. Сроки отсчитываются с момента принятия решения вышестоящего органа.
Таким образом, при подаче налоговой декларации налоговики проводят камеральную проверку. Осуществляется она в налоговой инспекции и длится максимум 3 месяца.
По итогам составляется акт. Если налогоплательщик не согласен с результатами процедуры, он может выразить недовольство, обратившись для начала в вышестоящий орган, затем – в суд.